Разработка бизнес-плана требует внимательного изучения темы, проведения расчетов, учета разных факторов. Чтобы на выходе получить качественную работу, придется провести ни один час за исследованием.
Структура бизнес-плана
При разработке качественного бизнес-плана необходимо соблюсти его структуру. Это важный элемент работы, на который в первую очередь будет обращено внимание.
Стандартный бизнес-план включает в себя:
- SWOT-анализ
- Анализ сферы производства
- Возможности компании на рынке
- Сведения о проекте/продукте
- Маркетинговый план
- Описание производства
- Финансовая составляющая
- Риски при реализации.
Если в вашем бизнес-плане найдется место для каждого раздела, то есть шанс на получение хорошей оценки и одобрение. Также не забудьте обратить внимание на правила оформления бизнес-плана.
Как учитывать риски при планировании
Это возможность возникновения неблагоприятных событий, которые приведут к потере финансов и нарушению маркетингового, производственного планов.
Любой проект, который имеет финансовые вложения, будет сопровождаться разными рисками. Поэтому необходимо перед запуском проекта тщательно его проанализировать, чтобы описать все возможные неустойки и продумать ходы решения. В масштабных проектах расчет производится с помощью теории вероятностей, в простых проектах возможна оценка экспертами.
Чтобы оценить вероятность возникновения конкретных рисков нужно:
- выявить все риски, которые возможны;
- рассчитать вероятность возникновения каждого риска;
- определить потери от каждого риска;
- выстроить риски по мере их возникновения.
После того, как все риски будут определены и рассчитана вероятность их возникновения, необходимо составить профилактические меры для их избежания или минимальной вероятности возникновения.
Виды рисков
В бизнес-планировании существует два вида рисков и каждый из них необходимо учитывать.
Неконтролируемые риски – это риски, которые имеют политическую, экономическую, социальную составляющую, потрясения общественности, чрезвычайные происшествия (в том числе стихийные бедствия) и т.д.
Контролируемые риски можно разделить на подвиды:
- производственный – возможность брака, нарушение технологий и цикла производства;
- финансовый – недостаток средств для производства, дебиторская задолженность, повышение цен на себестоимость товаров;
- кадровый – нехватка персонала, изменения в ТК;
- рыночный – возникновение новых технологий, изменение формул торговли;
- операционный – сбой в бизнес-процессе.
Рисками, которые считаются неконтролируемыми, невозможно управлять, но их можно минимизировать, для этого необходимо разработать определенные методы организации: продвижение информационных технологий, развитие проекта в регионах; и финансирования: страхование имущества, инвестирование в похожие проекты, создание финансовых резервов.
Профилактика контролируемых рисков
Контролируемые риски компания может полностью избежать или свести до минимума их возникновение.
Предотвращение производственных рисков: наблюдение за материально-техническими резервами, обновление оборудования, проверка технологических процессов, проверка товаров на каждом этапе.
Профилактика финансовых рисков заключается в контроле денежных оборотов, анализ и прогнозирование трат и привлечение финансирование со стороны.
Для недопущения рисков со стороны кадров, необходимо установить корректную работу HR в компании, следить за соблюдением законов ТК, провести обучение персонала.
Чтобы сократить возможность возникновения рыночных рисков нужно постоянно анализировать рынок конкурентов и появление новых технологий, следить за предпочтениями потребителей, расширять ассортимент.
Операционные риски можно предотвратить правильным выстраиванием процесса, его автоматизацией, контролем за всем документооборотом, постоянное обучение и проверка работы сотрудников.
Анализ рисков в бизнес-планировании
Это действия, направленные на оценку и устранение кризисных моментов в бизнесе.
Как правило, риски необходимо прописать еще в процессе планирования бизнес-проекта, чтобы избежать неприятных ситуаций. Основным пунктом, который подвергается анализу будет финансовая модель, так как именно она влияет на рост и окупаемость продукта после запуска. Здесь важно рассмотреть все угрозы, которые могут повлиять на рвночную стоимость и спрос.
Чтобы рассчитать все риски, нужно следовать четырем утвержденным пунктам:
- Вероятность возникновения риска – сделать прогнозы на штрафы и непредвиденные ситуации в мире (например, ЧП, локдаун и др.);
- Степень воздействия риска – насколько сильно бизнес может пострадать от изменений на рынке и непредвиденных ситуаций (сколько денег потеряет компания);
- Ответственность – выбрать человека, который должен предотвратить риски или уменьшить их последствия;
- Бюджет – каким образом будут компенсироваться потери, заложить «подушку безопасности» для рисковой ситуации.
Причины возникновения рисков
Для предотвращения рисков, нужно знать причину их появления. В бизнес-плане риски могут возникнуть из-за следующих факторов:
- недостаток информации;
- непредвиденный ход событий;
- сопротивление внешних и внутренних сред (конкуренты, внутренние сотрудники, власть, подрядчики и т.д.).
Риски необходимо заранее определить и оценить, чтобы предотвратить их развитие. Этапы управления рисками следующие:
- определение причины рисков;
- анализ причины рисков;
- создание плана по снижению развития риска и уменьшению последствий;
- наблюдение за рисками;
- создание способов контроля рисками;
- составление рекомендаций по профилактике рисков на будущее.
Не получается справиться с работой? Ты можешь заказать бизнес-план у экспертов Студворк!
Комментарии