Это эффективный аналитический метод, который позволяет изучить все сильные и слабые стороны бизнес-проекта, а также угрозы и возможности.
Непосредственно термин «SWOT-анализ» впервые был применен американским профессором Кеннетом Эндрюсом в 1963 году. Уже в 1965 году несколько профессоров Гарвардского университета предложили использование СВОТ для изучения целей и стратегий поведения фирм.
Зачем проводится SWOT анализ?
Разработка грамотной бизнес-стратегии развития компании с учетом всех главных внутренних и внешних факторов, сильных и слабых сторон.
Сегодня именно swot-анализ помогает сегментировать все имеющиеся предложения на рынке по степени их востребованности у целевой аудитории, а также правильно составить бизнес-план.
Кому нужен SWOT-анализ
SWOT-анализ больше всего подходит для уже существующих и действующих проектов. Аналитика внутренних и внешних условий компании помогает разработать верную бизнес-стратегию. Поэтому организации часто прибегают к такому методу оценки деятельности.
Задачи и цели SWOT-анализа
SWOT-анализ имеет определенные цели, которые достигаются путем выполнения всех поставленных задач.
- Определить сильные и слабые стороны организации;
- Сравнить деятельность с конкурентами;
- Определить перспективы развития;
- Выявить возможные угрозы;
- Оценить общую картину после полной аналитики;
- Определить пути развития компании.
- Спрогнозировать изменения сильных и слабых сторон;
- Оценить уровень влияния внешней среды на бизнес;
- Определить, как использовать сильные стороны организации;
- Определить, как мешают развитию слабые стороны;
- Выявить, какие дальнейшие действия необходимо совершать для развития и продвижения.
Пример SWOT-анализа
Виды SWOT-анализа
Существует несколько видов SWOT-анализа, которые различаются способом построения матрицы исследования.
Количественный
Это вид анализа, в котором упор идет на общее описание сильных и слабых сторон, с учетом внешних угроз и возможностей компании.
Содержание:
- Сбор достоверной и подтвержденной информации о компании;
- Анализ всех факторов с учетом месторасположения организации, целевой аудитории и рынка реализации товаров и услуг компании.
- Составление матрицы SWOT-анализа с конкретными данными и цифрами организации.
Когда использовать:
- Если нужно объяснить сотрудникам, какое положение занимает организация на рынке.
- Чтобы привлечь команду к решению поставленных проблем и наметить примерные планы на будущее.
Характеристика метода:
- Легкочитаемая и понятная матрица анализа;
- Не требуются сложные и глубинные исследования;
- Сложно применить на практике, так как мало подробной информации;
- Нет градации по значимости выявленных факторов.
Качественный
Этот метод включает в себя количественный анализ, к которому добавляется экспертная и более расширенная оценка факторов.
Когда использовать:
- Чтобы определить дальнейшие действия команды и выявить направления для развития бизнеса.
- Чтобы определить положение компании на рынке среди конкурентов.
- Для выявления внешних угроз и способов борьбы с ними.
Характеристика метода:
- Определяет наиболее важные и приоритетные факторы влияния;
- Дает возможность оценить все факторы текущего положения компании;
- Необходимо больше узких специалистов для детальной проработки матрицы и получения точных данных;
- Определяет лишь факторы, без создания бизнес-стратегии и четкого плана развития процессов компании.
Корреляционный
Метод, который помогает не только определить факторы, но и установить взаимосвязь между ними, чтобы создать качественную бизнес-стратегию.
Когда использовать:
- Для разработки плана действий по антикризисным мерам.
- Чтобы улучшить положение компании на рынке среди конкурентов.
- Для создания полной и подробной бизнес-стратегии.
Характеристика метода:
- Отражает все возможности усовершенствования положения компании на рынке;
- Снижает риски, благодаря тщательному изучению всех внешних факторов и угроз;
- Показывает, какие сферы необходимо развить, чтобы повысить спрос на продукцию компании;
- Долгий процесс работы над составлением матрицы с использованием всех необходимых узких специалистов;
- Матрица менее наглядная, так как содержит максимум информации о компании.
Как применить SWOT-анализ на практике
SWOT-анализ предоставляет факты и данные, которые компания может применить на практике и развить свои возможности. Мы собрали несколько вопросов, которые необходимо задать, чтобы получить практическую пользу от проделанной работы.
- Какие сильные стороны следует подробнее описать для целевой аудитории?
- На каких слабых сторонах следует остановиться подробнее, чтобы улучшить их?
- Что необходимо модифицировать в технологии создания товара/предоставления услуги в имеющихся условиях?
- Какие еще существуют возможности для развития компании на рынке?
- Как снизить вероятность возникновения рисков и угроз в текущих условиях?
Ошибки при проведении SWOT-анализа
Рассказываем о самых частых ошибках при составлении матрицы SWOT-анализа.
Неверно подобран вид SWOT-анализа
Определяйте цель вашего анализа правильно. Это поможет избежать недочетов и снизит вероятность работы с лишней информацией. Ваша матрица должна решать поставленную задачу, а не содержать максимум данных о компании.
Абстрактные данные в анализе
Не используйте непроверенную и абстрактную информацию о компании. Данные нужно указывать для конкретных целей, а не просто описывать все известные факты.
Нехватка источников информации
Используйте несколько разных источников информации, чтобы представленная картина была полной и структурированной. Проблемы необходимо рассматривать с нескольких сторон, иначе анализ будет выполнен неверно.
Типология SWOT-анализа
Разделяют следующие типы SWOT-анализа:
- SWOT-анализ коммерческой организации;
- SWOT-анализ правительственной или некоммерческой организации;
- SWOT-анализ образовательного учреждения;
- SWOT-анализ личности.
Преимущества и недостатки SWOT анализа
В современном мире SWOT-анализ завоевал невероятную популярность. Однако, у такого аналитического метода есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества
- Универсальность аналитического метода. Swot-анализ может быть использован во всех сферах;
- Адаптивность swot-методики к объекту исследования любого уровня;
- Возможность использования swot-анализа как для стратегического планирования, так и для оперативного контроля деятельности организации;
- Простота и эффективность проведения.
Недостатки
- SWOT-анализ не дает четких числовых показателей;
- Отсутствие временной динамики. Если ситуация на рынке изменяется или происходят перемены внутри компании, то расчеты следует делать заново;
- Субъективность swot-анализа. В его основе лежат субъективные показатели.
Что такое SWOT-матрица?
Это завершающий этап в разработке swot-анализа.
Основные элементы SWOT матрицы
Матрица SWOT включает в себя следующие элементы:
- S (strengths) — сильные стороны. Это внутренние положительные характеристики бизнес-проекта, которые отличают его на фоне конкурентов.
- W (weaknesses) — слабые стороны. Это внутренние отрицательные признаки, которые делают бизнес-проект уязвимым.
- O (opportunities) — возможности. Это внешние возможности, которые бизнес-проект может использовать для развития.
- T (threats) — угрозы. Это внешние угрозы, которые могут нанести бизнес-проекту ущерб.
Стратегии развития SWOT матрицы
Стратегии развития складываются из элементов swot-матрицы. Существует четыре типа стратегий:
- S-O – сильные стороны и возможности. Предполагает изучение сильных сторон бизнес-проекта, а также возможностей его улучшения.
- W-O – слабые стороны и возможности. Предполагает использование возможностей для улучшения слабых сторон.
- S-T – сильные стороны и угрозы. Предполагает использование сильных сторон как защиту от угроз.
- W-T – слабые стороны и угрозы. Предполагает детальный анализ слабых сторон и угроз для предупреждения будущих рисков.
«S-O» стратегия
Стратегия роста, представляющая собой мероприятия, которые использует сильные стороны компании, товара или услуги для охвата каждой возможности.
«W-O» стратегия
Стратегия защиты, которая представляет собой мероприятия, направленные на улучшение, изменение или преодоление «слабых сторон» для использования найденных возможностей.
«S-T» стратегия
Стратегия защиты и правильного использования сильных сторон бизнес-проекта, направленная на предотвращение возможных угроз.
«W-T» стратегия
Стратегия защиты, представляющая собой мероприятия, которые направлены на улучшение слабых сторон компании, товара или услуги для минимизации рисков.
Как делать SWOT анализ
Swot-анализ проводится в несколько этапов:
- Этап первый. На этом этапе необходимо выписать основные цели развития вашего бизнес-проекта.
- Этап второй. Составляем список сильных и слабых сторон проекта.
- Этап третий. Выписываем возможности и преимущества.
- Этап четвертый. Определяем риски — внешние факторы, которые могут повлиять на стратегию развития.
- Этап пятый. Заносим все сильные и слабые стороны, возможности и риски в таблицу. Анализируем, как можно использовать «силу» для преодоления «слабости» и эффективной защиты от неконтролируемых факторов.
- Этап шестой. Заключительный этап, на котором необходимо спроектировать стратегию развития на основе полученных данных SWOT-матрицы.
Пример СВОТ анализа
Рассмотрим SWOT-анализ пример: новая сеть ресторанов смешанной кухни в городе.
Сильные стороны «S» — партнерство с местными поставщиками продуктов, продукты от частников, большой ассортимент, обслуживание всех групп ЦА, ценовая политика меньше, чем у конкурентов, аппаратура хорошего качества и служит дольше.
Слабые стороны «W» — слабая узнаваемость бренда, конкуренция с известными участниками рынка, большие затраты на рекламу.
Возможности «O» — задействовать активных клиентов среди молодежи в качестве промоутеров для бюджетной рекламы, развитие доставки еды на дом и в офис, расширение позиций меню.
Угрозы «T»— конкуренция с лидерами рынка, в городе представлен большой выбор ресторанов, кафе, закусочных, повышение стоимости продуктов от поставщиков, поломка аппаратуры, которая приведет к «финансовой яме».
Примеры стратегий развития на основе полученных данных
«S-O» стратегия
Эта стратегия делает упор на плюсы вашего бизнес проекта: сильные стороны и возможности. Активная реклама, увеличение позиций меню, расширение зоны пребывания (доставка) позволят обойти конкурентов, расширить ЦА.
«W-O» стратегия
Стратегия поможет превратить недостатки в плюс. Задействование активных клиентов среди молодежи, промоутеров позволит увеличить узнаваемость бренда и сократить затраты на рекламу. Необходимо провести ряд мероприятий для привлечения блогеров, промоутеров и активных клиентов.
«S-T» стратегия
Такая стратегия поможет понять, как внутренние возможности помогут избежать внешних угроз. В городе предоставлен большой выбор ресторанов, но ваша ценовая политика ниже, чем у конкурентов. Проводим ряд мероприятий с использованием сильных сторон, направленных на предотвращение возможных угроз.
«W-T» стратегия
Стратегия подразумевает улучшение слабых сторон для минимизации рисков. Так слабая узнаваемость бренда нивелирует конкуренцию с лидерами рынка.
Не получается самостоятельно разобраться с бизнес-планом? Заказать готовый бизнес-план у наших экспертов!
Комментарии