Структура бизнес-плана

Содержание

  1. 1. Что включают в бизнес-план
  2. 2. Кому и зачем: виды бизнес-планов
  3. 3. Универсальная структура бизнес-плана по стандарту UNIDO
Закажите структуру бизнес-плана у наших экспертов
Обратитесь к экспертам

Структура бизнесплана.png
Непосредственно перед тем, как перейти к рассмотрению структуры бизнес-плана, нужно понять, что это за документ.

Бизнес-план

Это основной документ, касающийся перспектив развития какого-либо проекта, предприятия. В нем принято отражать ключевые элементы и этапы развития дела, раскрывать информацию о потенциальных рисках.

Что включают в бизнес-план

Обычно в бизнес-план включают следующие основные разделы:

  1. Сведения, касающиеся инициатора проекта или лица, представляющего предприятие (даже если речь касается просто концепции).
  2. Информацию о продукции или услугах, полно раскрывающую суть предложения.
  3. Аналитические данные, касающиеся особенностей и ключевых аспектов, которыми можно описать текущее и перспективное состояние рынков сбыта.
  4. Расчеты экономического характера, затрагивающие направления деятельности предприятия или сферы, которой прямо или косвенно касается проект.

Согласно мнению экспертов по бизнес-планированию, документ должен содержать приложения. Задача последних – детализация расчетов и подтверждение данных, представленных в бизнес-плане.

Что можно вынести в приложения:

  • графики и диаграммы;
  • отчеты по доходам-расходам;
  • фотографии и иллюстрации;
  • данные по маркетинговым исследованиям и другие сведения.

На практике такого рода информацию вне зависимости от типа представления часто включают в основную часть бизнес-плана. Информативность от этого не страдает, однако перегруженность основной части документа иногда сказывается на его восприятии. По данной причине лучше всего позаботиться о наличии наглядных приложений. К ним заинтересованное лицо сможет обратиться в случае необходимости.

Еще один важный вопрос, который требует внимания перед тем, как подобрать оптимальную структуру бизнес-плана, следующий: кто является адресатом, зачем нужен план? С опорой на данный критерий можно выделить несколько видов бизнес-планов.

Кому и зачем: виды бизнес-планов

От вида бизнес-плана зависит его структура. Принято выделять бизнес-планы:

  • Для себя.
    Это самый простой вариант: обычно бизнес-план для себя – это документ исключительно внутреннего пользования. Структура и содержание определяются составителем с опорой на конкретные нужды предприятия или проекта.
  • Для инвесторов.
    Составляется для привлечения финансирования. В таком случае в структуру лучше всего включить сведения, касающиеся: объема инвестиций; особенностей предприятия или проекта; преимуществ инвестиций; сроков окупаемости вложений; рентабельности.
  • Для кредитно-денежных учреждений или организаций.
    Речь о банках. Если планируется привлечение средств от какой-либо банковской структуры, бизнес-план должен быть универсальным во всех смыслах. Пример универсальной структуры по UNIDO представлен на нижеследующем скриншоте.
    Данная структура будет рассмотрена далее подробно.
  • Для получения государственной поддержки.
    Чтобы получить государственную поддержку, необходимо разработать план с опорой на требования, предусмотренные конкретной программой. Они будут отличаться от отрасли к отрасли: производитель сельскохозяйственной продукции и предприятие в сфере IT для получения поддержки от государства будут вынуждены готовить кардинально отличающиеся бизнес-планы.
  • Для борьбы с признаками банкротства.
    Обычно такой вид бизнес-планов называют антикризисными: они разрабатываются для предприятий, дела у которых идут плохо. Цель – убеждение кредиторов или инвесторов в том, что все поправимо, что споры можно решить не только в судебном, но и в досудебном порядке.

Универсальная структура бизнес-плана по стандарту UNIDO

Основные разделы структуры документа по стандарту UNIDO представлены на скриншоте.
ыырыврары.png

Краткое описание:

  • в «Резюме» необходимо представить краткие сведения о сути и содержании бизнес-плана. Его посредством можно обеспечить первое впечатление о проекте или предприятии. Поскольку это первый раздел, ему уделят больше внимания: если инвестора или кредитора, к примеру, резюме впечатлило, они с большей долей вероятности продолжат знакомиться с документом;
  • в «Описании отрасли и компании» нужно представить основные сведения, касающиеся проекта или предприятия, конкретного продукта или услуги.
    Представляя данные по отрасли, нужно описать ее и указать перспективы;
  • в «Описании услуг (товаров)» нужно представить данные, указанные на скриншоте далее;
  • «Продажи и маркетинг» нужно посвятить тому, чтобы показать перспективы рынка сбыта и его сильные стороны;
  • «План производства» – раздел, в котором нужно указать представленные на скриншоте далее сведения;
  • в «Организационном плане» нужно описать особенности организации руководящего состава, рассказать о специалистах, а также представить организационную структуру проекта или предприятия;
  • в «Финансовом плане» обычно указывают сведения, касающиеся предстоящих расходов, планируемых поступлений, налогов, прогнозов по балансу;
  • в «Оценке эффективности» приводятся данные, касающиеся экономической эффективности предприятия или проекта;
  • в «Гарантиях и рисках» принято указывать данные о гарантиях окупаемости и вероятных рисках.

Последний раздел – «Приложения». Здесь приводятся преимущественно дополнения к основной части бизнес-плана: графические материалы, статистика, чертежи и тому подобное.

Помощь в написании бизнес-плана на заказ от профильных экспертов нашей биржи!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир