Студентам, обучающимся на направлении «маркетинг», иногда необходимо проводить исследования. Как верно выполнить данный вид работы? Какие данные маркетинговых исследований нужно отмечать в процессе деятельности? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье.
Что такое маркетинговое исследование
Это исследование, которое основывается на сборе и анализе информации о ситуации на рынке. В процессе изучения рассматриваются разные факторы: от цен на товары до конкурентов компании. Обычно объектом исследования становится маркетинговая среда и ее экономические проблемы.
Зачем проводить исследование
Данные маркетинговых исследований помогают объяснить процессы, которые происходят с компанией на рынке. Это дает возможность отследить тенденции и спрогнозировать необходимый для бизнеса план действий.
Вот несколько причин, по которым может потребоваться проведение исследования:
- Определение актуальных тенденций и трендов на рынке;
- Определение целевой аудитории и ее потребностей;
- Планирование изменений и нововведений: создание продукции, подготовка товаров и услуг;
- Поиск эффективной маркетинговой кампании: реклама, продвижение и т.д.;
- Изучение деятельности конкурентов и их способов ведения бизнеса;
- Разработка условий ценообразования на товары и услуги компании;
- Разработка способов изменения стратегии продвижения, если происходит смена трендов и тенденций.
Виды данных в исследовании
Данные маркетинговых исследований подразделяются на несколько видов, от которых зависит планирование дальнейшей стратегии ведения бизнеса:
Первичные
Это данные маркетингового исследования, которые были получены от первых лиц и непосредственных участников процесса достижения целей бизнес-стратегии: производителей, потребителей, тестировщиков продукта и т.д. Поиском первичных данных занимается маркетолог или специальная компания.
Вторичные
Это информация, которую маркетолог находит в сторонних источниках: СМИ, новостные интернет-порталы, печатная продукция и т.д. Такой способ позволяет найти дополнительные сведения, но их необходимо тщательно перепроверять перед использованием в стратегии бизнеса.
Качественные
При таком способе поиска данных оцениваются поведенческие факторы покупателя. Маркетолог изучает потребителя, его потребности и ценности, чтобы определить целевую аудиторию. Такие исследования помогают ответить на вопрос «почему так происходит», а также изучить поведение и мотивы покупателя.
Количественные
Это сбор всех статистических данных, которые отвечают на вопросы «Сколько?» и «Кто?». Полученная информация помогает узнать емкость и долю компании на рынке, успех разработанного продукта, а также, что именно влияет на выбор потребителя в пользу того или иного товара.
Комбинированные
Чаще всего маркетологи используют комбинированные исследования для более полной картины анализа деятельности компании. Объединение нескольких способов сбора данных способствует четкому пониманию будущей стратегии продвижения и развития бизнеса.
Типы маркетинговых исследований
Существует типология маркетинговых исследований, которая помогает отличать способы анализа друг от друга:
- Поисковые — выполняются перед разработкой основной программы исследований; происходит сбор первичной информации, которая поможет определить дальнейшую методику анализа деятельности фирмы.
- Описательные — приводятся реальные факты, полученные в результате сбора информации; описательная часть отвечает на вопросы «Как?», «Кто?», «Что?», «Где?» и «Когда?».
- Экспериментальные — это проверки, которые используют, чтобы узнать достоверность гипотезы: в основном исследуют связь маркетинга с какими-либо факторами окружающей среды, влияющие на развитие деятельности фирмы.
Алгоритм выбора вида маркетингового исследования
Первоначально требуется уточнить цели исследования и определить маркетинговые вопросы, на которые необходимо получить ответы. Например, если компания планирует расширить свой ассортимент за счет новой продукции, то перед проведением маркетингового исследования необходимо провести анализ рынка данного продукта. Если компания занимается продажами только в одном городе, то необходимо учитывать этот фактор при подготовке отчетов.
Далее необходимо определить цели исследования, что позволит определить размер и стоимость исследования. Например, целью может быть доработка уже имеющихся исследований или проведение новых.
На следующем этапе нужно выбрать метод анализа в зависимости от целей и задач исследования. Это может быть использование опроса фокус-групп или анализ данных из доступных источников.
Виды маркетинговых исследований
Существует несколько видов анализа бизнеса, которые проводят, чтобы получить данные маркетинговых исследований. Вот самые основные исследования:
Рынка
Формируется через понимание поведения и желаний не только потребителей, но и конкурентов. Проводится изучение теоретического и практического анализа среды, в которой существует компания. Это исследование проводят для того, чтобы уровень маркетинга фирмы соответствовал общепринятым требованиям.
Макросистемы
Здесь проводится анализ факторов, которые могут повлиять на развитие компании. Есть несколько внешних причин, которые могут угрожать росту компании: курс валюты, законы страны, демография, климат и многое другое. Все эти факторы нужно учитывать, поэтому проведение исследования может занимать много времени.
Конкурентов
Анализ этой сферы позволяет узнать, какие существуют условия конкурентной борьбы, а также определить конкурентоспособность конкретного бизнеса. Обычно данное исследование направлено на изучение и оценку деятельности других фирм. Это позволяет выработать собственную стратегию и модель конкурентной борьбы.
Товаров и услуг
В этом случае маркетологи изучают существующие пути и разрабатывает наиболее оптимальные способы доведения товара до потребителя. Для этого необходимо собрать подробную информацию о посредниках, продавцах и каналах сбыта продукции.
Цен и ценообразования
Чтобы провести анализ ценообразования, необходимо изучить ценовую политику товаров других компаний. Цель будет достигнута, когда маркетолог найдет оптимальную цену продукта производителя в существующих условиях рынка.
Стратегии продвижения
При анализе маркетологу предстоит решить верно ли определена целевая аудитория, ее запросы, и какое влияние было оказано на продажи. Ответы на эти вопросы направлены на увеличение эффективности рекламной кампании и максимально выгодное использование стратегии продвижения.
Методы и способы получения информации
Для сбора необходимой информации бизнес может использовать разные методы и способы ее получения:
Фокус-группа
Это коллективное интервью, в котором принимает участие группа из нескольких человек с демографически схожими чертами, опытом или другими признаками. Такой способ используют, чтобы отследить реакции потребителя на какой-либо продукт или выявить другие покупательские особенности.
Анализ потребителей
Анализ потребителей проводят для выделения целевой аудитории. Это помогает понять мотивы покупателей. В этом случае исследуются тенденции спроса и целый ряд факторов: возраст, пол, социальное положение и география.
Исследование посредников
В любом виде бизнеса, будь то производство товаров или оказание услуг, необходимо учитывать наличие посредников. Это позволит правильно спланировать процесс реализации продукции.
Исследование рисков
При анализе причинно-следственных связей можно определить, какие факторы будут влиять на итог развития событий. Такой анализ также позволяет прогнозировать возможные риски, с которыми предприятие столкнется в случае изменения рыночной ситуации.
Сплит-тестирование
Предложенный метод маркетингового исследования является наиболее доступным, так как не требует крупных затрат, но в то же время обеспечивает наглядный результат, который показывает, каким образом покупатели будут воспринимать новшество.
Опрос
Это обращение к аудитории с каким-либо вопросом. Опрос можно проводить в любой удобной форме: на сайте, по телефону и т.д. Такой способ получения информации наиболее простой и быстрый.
Наблюдение
Наблюдение за поведением потребителей при покупке продукта или во время его использования позволяет получить более целенаправленные сведения. Такое исследование будет направлено именно на товар или услуги конкретной компании.
Интервью
Это личное общение с конкретным человеком, которому интервьюер задает необходимые для исследования вопросы.
Эксперимент
В этом случае маркетологи подбирают похожие группы людей, которые будут оценивать продукт компании. Реакции потребителей на товар или услугу отслеживаются и сохраняются, чтобы в дальнейшем обосновать выдвинутую теорию.
Этапы маркетингового исследования
Вот очередность этапов, которые проводят, чтобы собрать все данные маркетинговых стратегий:
1. Планирование;
2. Определение и постановка проблемы;
3. Выявление целевой аудитории;
4. Разработка методологии исследования (план действий);
5. Сбор данных и сведений;
6. Анализ полученных результатов.
Не хотите тратить время и силы на самостоятельное выполнение работы? Сделайте заказ маркетингового исследования у экспертов Студворк! Укажите свои требования, а наши авторы выполнят работу в самые короткие сроки.
Комментарии