Успех любого научно-исследовательского труда всегда зависит от достоверности и качества взятого для анализа материала. Бизнес-план, базирующийся на правильном подборе сведений и грамотных расчетах, может быть использован не только в научных, но и предпринимательских целях.
Что такое бизнес-план
На данный момент в науке происходит активные исследования экономики, а именно, рыночной среды. Составление бизнес-плана отлично помогает провести анализ ситуации на рынке, в которой необходимо развиваться компании.
Научно-исследовательская работа, оформляющаяся в виде проекта, который углубленно анализирует деятельность организации.
В бизнес-плане присутствовать обязательно перспективы развития организации, а также риски и возможные пути их разрешения.
В связи с тем, что исследовательская работа строится полноценно на экономическом анализе и математических расчетах, необходимо подходить внимательно к ее написанию. Для выведения статистики можно использовать специальные калькуляторы, а также программы, позволяющие грамотно упорядочить добытую информацию.
Данная научная работа строится на полноценном анализе деятельности некого предприятия, о котором должна быть представлена исчерпывающая информация. При этом все показатели, взятые за основу для анализа и расчетов, должны быть достоверными полностью. Также обязательно должен быть проведен анализ продуктов, которые данная организация поставляет на рынок для реализации среди населения.
Цели бизнес-плана
Целью бизнес-плана выступает изучение рыночной ситуации, в которой на данный момент находится организация, а также прогнозирование возможных ее изменений в будущем. В ходе исследования полноценно изучаются пути развития предприятия, для выхода на новый уровень на рынке и среди аудитории.
Бизнес-план позволяет оценить со стороны преимущества и недостатка компании, проследить риски и найти способы для их исправления.
Бизнес-план составляется для достижения следующих целей:
- Оценка дальнейшей деятельности компании. Проект покажет все недостатки, которые у нее имеются, и поможет наметить пути их искоренения. При помощи бизнес-проекта станет ясно, какие инструменты необходимы компании, чтобы улучшить ситуацию на рынке.
- Анализ финансовых показателей организации и т.д.
Каким бывает бизнес-план
Классификация бизнес-планов достаточно обширная в зависимости от предмета, по которому происходит выделение. Каждый вид бизнес-плана имеет собственные характеристики, которые необходимо учитывать при составлении.
По целевому назначению бизнес-планы могут делиться на следующие типы:
- Бизнес-планы для внутреннего рассмотрения.
- Бизнес-планы для внешнего рассмотрения.
Бизнес-планы для внутреннего рассмотрения
Данный вид бизнес-плана позволяет оценить состояние компании на данный момент изнутри. Он включает в себя следующие типы:
- Управленческий бизнес-план. Он оценивает состояние управленческих органов компании, а также выявляет необходимые цели для её развития и пути их достижения. Такой вид бизнес-плана оценивает работающую в компании команду и в целом отделы сотрудников. План позволяет грамотно распределить обязанности между ними.
- Бизнес-план проекта. Данный план нацелен на то, чтобы произвести расчёты нужных вложений для реализации целей. Он необходим в том случае, если компания хочет внедрить новую технологию в использование.
- Целевой бизнес-план. Он помогает грамотно спланировать последующую реализацию продукта. Например, с помощью него можно проанализировать точки, в которых он будет пользоваться наибольшей популярностью.
Пример бизнес-плана внутреннего рассмотрения
Бизнес-планы для внешнего рассмотрения
Данный вид бизнес-плана включает в себя следующее:
- Бизнес-план для привлечения инвестиций. Данный документ включает в себя показатели, идеи и достижения компании, которые должны убедить инвестора в необходимости вложения в данный проект.
- Бизнес-план для получения кредита. Данный проект отражает эффективность деятельности организации, чтобы кредитно-финансовое учреждение предоставило ей кредит в качестве финансирования дальнейшей работы. Банк оценит работу организации и выдвинет встречное предложение, в котором будет указано, какую сумму и на какой период времени он может предоставить кредит.
- Бизнес-план для продажи компании. Для продажи ранее действующей организации необходимо составить проект, который будет показывать эффективность и прибыль от работы. Данный проект заставляет потенциальных покупателей рассматривать компанию и впоследствии приобретать её для последующего развития на рынке.
Пример бизнес-плана внешнего рассмотрения
Бизнес-планы в зависимости от уровня
По уровню планирования бизнес-планы делятся на следующие виды:
- Стратегический бизнес-план — проект, в котором планируются достижения и цели на длительный период работы компании.
- Тактический бизнес-план — планирование, при котором выбирается инструмент реализации стратегии, а также обеспечивается баланс между поставленными ранее целями и возможностями предприятия.
- Оперативный бизнес-план — проект, занимающийся контролем объёма выпуска товара и его последующей реализации на рынке, уровня качества, ресурсов.
Пример бизнес-плана разных уровней планирования
Как составить бизнес-план
Существует пошаговая инструкция по составлению бизнес-плана, которая упростит и ускорит выполнение задачи. Вся работа делится на несколько этапов:
- Изучение состояния рынка и конкурентов компании;
- Сбор первичных и вторичных данных;
- Выбор программы и составление финансовой модели;
- Составление бизнес-плана.
Изучение состояния рынка и конкурентов компании
Это первый этап составления бизнес-плана, на котором необходимо оценить актуальную ситуацию на рынке, изучить конкурентов и определить целевую аудиторию, провести детализированный анализ рынка и конкурентов компании с учетом всех внешних и внутренних факторов. Далее необходимо приступить к изучению стратегий продвижения и бизнес-моделей других компаний, сделать SWOT-анализ и составить рекомендации по развитию и выявлению конечной цели исследования.
Сбор первичных и вторичных данных
Следующий этап составления бизнес-плана, на котором следует собрать и проанализировать все данные, выбрать систему налогообложения, определить состав налога и процентной ставки, составить список всех расходов на развитие компании и улучшение ее производства, а также список всех источников финансирования и привлечения денег в компанию.
Далее необходимо собрать все данные по объему финансирования от сторонних источников и периоду их возврата и информацию по закупке сырья. В завершении необходимо определить все затраты на производство продукции и объемы продаж с учетом влияния внешних факторов.
Выбор программы и составление финансовой модели
После сбора первичных и вторичных данных, необходимо выбрать способ проведения финансовых расчетов.
Как правило, преподаватели требуют от студентов самостоятельных вычислений, но есть много программ которые автоматически выведут все нужные цифры после внесения имеющихся данных.
Составление бизнес-плана
После сбора информации и расчета финансовой модели, можно приступать к написанию бизнес-плана. Для этого необходимо внимательно изучить все требования и стандарты оформления работы. Далее следует с поочередно расписать каждый структурный раздел плана и перенести в него соответствующую информацию из финансовой модели.
Структура бизнес-плана
Бизнес-план может выглядеть по-разному в зависимости от его вида, цели, характера рынка, возможностей и ряда других факторов. Однако как и любое другое научное исследование он должен придерживаться определенной структуры:
- Титульный лист;
- Содержание;
- Резюме;
- Инвестиционный план;
- Маркетинговый план;
- Производственный план;
- Организационный план;
- Финансовый план;
- Анализ рисков;
- Список приложений;
- Список использованной литературы.
Титульный лист
Первая страница бизнес-плана, которая содержит все основные и отличительные данные исследования:
- Полное название проекта;
- Наименование организации;
- Местоположение компании;
- Контактные данные — номер телефона, электронная почта;
- Сведения о руководителе компании;
- Дата создания бизнес-плана.
Содержание
Здесь перечисляется перечень разделов и параграфов, присутствующих в работе.
Резюме
В этом разделе необходимо указать полную информацию о компании, которая была выбрана для рассмотрения. Как правило, здесь указывают следующую информацию:
- Цели и задачи проекта;
- Сроки реализации бизнес-плана;
- Этапы по реализации проекта;
- Методы, актуальность и уникальность исследования;
- Объем вложений;
- Сроки окупаемости и уровень дохода;
- Оценка эффективности и возможные риски.
Инвестиционный план
Структурный элемент, который отвечает за все вложения в создание бизнес-проекта. Здесь необходимо описать затраты всех этапов формирования предприятия.
Маркетинговый план
В этот раздел входят все маркетинговые исследования и данные, полученные в ходе этих исследований.
Производственный план
Часть бизнес-плана, которая поможет ознакомить инвестора с процессом производства. Сюда входит вся основная информация о сырье, производстве, энергоресурсах и расходах.
Организационный план
Организационный план отвечает за управление проектом. Сюда входят сведения о владельцах и основных партнерах, организационно-функциональная структура предприятия, характеристика и мотивация персонала.
Финансовый план
Данный структурный элемент включает в себя все что касается денежной составляющей проекта: информация о сроке окупаемости бизнеса, возможных непредвиденных тратах, а также анализ основных финансовых показателей проекта. Финансовый план составляют по разным стандартам, все зависит от направленности деятельности.
Анализ рисков
В этой части проводится анализ всевозможных рисков проекта. Необходимо выявить вероятность возникновения проблем и определить размер предполагаемых потерь.
Список приложений
В этот раздел необходимо включить все имеющиеся отчеты, созданные в процессе исследования схематичные рисунки и диаграммы.
Список использованной литературы
В список использованной литературы включаются все методические и научные материалы, которые были использованы в ходе исследования.
Требования к оформлению бизнес-плана
Грамотное оформление является одним из основных требований к бизнес-плану. Такое исследование должно соответствовать всем установленным стандартам. Для этого следует придерживаться следующих правил, закрепленных в ГОСТ:
- Шрифт — Times News Romans, 14 пт;
- Межстрочный интервал — 1.5;
- Абзацный отступ — 1.25 см;
- Формат страниц — А4;
- Поля — 2 см;
- Выравнивание страницы — по ширине;
- Сокращение слов и полноценных словосочетаний при условии внесения их в список источников и сокращений;
- Графические рисунки, диаграммы, таблицы оформляются в списке приложений в форматах: ai, eps, bmp, gif, jpg.
- Нумерация — сквозная арабскими цифрами.
Нужна помощь с разработкой бизнес-плана? Бизнес-план на заказ у экспертов Студворк!
Комментарии