Студентам, обучающимся на направлении «маркетинг», иногда необходимо составить бизнес-план для какого-либо научного исследования. Работу выполняют по утвержденным правилам, которые также используют предприниматели и сотрудники крупных компаний. В нашей статье мы подготовили пошаговую инструкцию для составления бизнес-плана и рассказали, как делать и оформлять подобные задания.
Зачем делать бизнес-план
Бизнес-план – это документ, который содержит информацию о предприятии: руководящий состав, план продвижения, предполагаемая прибыль и т.д. Он необходим для просчета рисков и возможностей роста компании, поэтому такой задаче необходимо уделить достаточно времени. Конечная цель бизнес-плана зависит от целей предприятия и планов по его развитию.
Виды бизнес-планов
Бизнес-планы подразделяются на несколько видов, в зависимости от функций и желаемых целей компании.
Внутренний бизнес-план (личный)
Такой вариант подойдет, если необходимо определить перспективы развития какого-то конкретного проекта компании. Этот бизнес-план не требует четкого оформления и структуры, так как создается для личного использования и сбора информации по определенным вопросам.
Внешний бизнес-план (для инвесторов)
Бизнес-план для инвесторов создают, чтобы обеспечить финансирование своего предприятия с помощью сторонних источников. Инвестор будет оценивать только некоторые аспекты бизнес-плана, которые важны лично для него:
- количество средств, которые нужны для вложения;
- сфера и направленность бизнеса;
- возможности роста компании;
- время возврата средств;
- окупаемость.
Бизнес-план для кредитования в банке
Бизнес-план для получения кредита на финансирование нужд компании оформляется по определенным требованиям. В таком случае будет необходимо выполнить задачу по установленным стандартам и выделить больше времени на реализацию проекта.
Бизнес-план для господдержки
Для получения грантов и господдержки также необходим бизнес-план по стандарту. В разных регионах могут отличаться требования и правила к оформлению документа. Подробную информацию можно получить на сайте мой бизнес.рф и порталах региональной поддержки бизнеса.
Бизнес-план для борьбы с банкротством (антикризисный)
В этом бизнес-плане самой важной частью будет являться финансовая сторона. Кредиторы должны увидеть пути решения проблем, связанных с банкротным состоянием предприятия, а также понять, как компания планирует разрешать судебные вопросы.
Как сделать бизнес-план
Существует пошаговая инструкция по составлению бизнес-плана, которая упростит и ускорит выполнение задачи. Вся работа делится на несколько этапов, которые включают в себя сбор данных и аналитику.
Этап 1: Изучение состояния рынка и конкурентов компании
- Оценка актуальной ситуации на рынке:
- Изучение конкурентов компании;
- Определение целевой аудитории.
- Проведение маркетингового исследования:
- Изучение динамики преобразований и емкости рынка за последние 3-5 лет.
- Составление прогнозов преобразований рынка в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
- Описание особенностей, уникальных и специфических условий рынка.
- Изучение конкурентов компании и лидеров рынка.
- Изучение стратегий продвижения и бизнес-моделей компаний конкурентов.
- Проведение SWOT-анализа:
- Сильные стороны – положительные стороны компании, которые делают ее конкурентоспособной на рынке.
- Слабые стороны – отрицательные черты, ошибки и недочеты, которые не дают компании развиваться: увеличивать доходы, расширять рынок сбыта, повышать узнаваемость бренда и т.д.
- Возможности – способы, которые помогут закрепить место компании на рынке и расширить сферу влияния.
- Угрозы – трудности, возникающие в процессе работы компании, с которыми есть вероятность столкновения.
- Подведение итогов, составление рекомендаций по развитию компании и выявление конечной цели исследования.
Этап 2: Сбор первичных и вторичных данных
- Выбор системы налогообложения;
- Определение состава налога и процентной ставки налогообложения;
- Составление списка расходов на развитие компании и улучшение ее производства;
- Указание размеров всевозможных расходов с датами совершения выплат;
- Составление списка всех источников финансирования и привлечения денег в компанию.
- Сбор данных по объему финансирования от сторонних источников и периоду их возврата.
- Сбор информации по закупке сырья: стоимость, количество, размещение на складах и т.д.
- Определить затраты на производство продукции и объемы продаж с учетом влияния внешних факторов.
Этап 3: Выбор программы и составление финансовой модели
На этом этапе, когда вы собрали все необходимые данные о компании, нужно выбрать способ проведения финансовых расчетов. Иногда преподаватели требуют от студентов самостоятельно проводить все вычисления, но есть и другие способы подготовить отчетность. Существуют программы, которые автоматически выведут все нужные цифры после внесения имеющихся данных.
Этап 4: Составление бизнес-плана
Оформление:
- Шрифт: Times New Roman;
- Кегль: 14
- Интервал: 1,5
- Абзац: 1,25 см;
- Поля: по 2 см;
- Выравнивание по ширине;
- Нумерация: сквозная.
Структура:
- Оглавление
- Резюме:
- Владелец проекта;
- Цель проекта;
- Сроки реализации проекта;
- Этапы проекта;
- Общая сумма вложений;
- Финансирование проекта из внешних источников;
- Оценка окупаемости проекта.
- Описание отрасли и компании:
- Местонахождение объекта;
- Характеристика объекта – что входит в оснащение объекта;
- Вложения в объект – расходы на строительство, оснащение, обслуживание и т.д.;
- Экологические и другие узкоспециализированные характеристики.
- Описание услуг и товаров
- Продажи и маркетинг
- План производства
- Руководящий состав
- Финансовый план
- Оценка эффективности проекта
- Гарантии и риски
Не получается справиться с работой самостоятельно? Закажите бизнес-план на сайте Студворк! Наши эксперты помогут быстро выполнить работу по ГОСТу.
Комментарии