Организационная структура предприятия непосредственно влияет на обеспечение реализации стратегии деятельности предприятия. Ее грамотное построение может повысить эффективность деятельности предприятия, обеспечивая упрощение информационных потоков, четкое распределение обязанностей и определение круга полномочий каждой структурной единицы и исполнителя.
Понятие организационных структур управления
Считаем, что в современном ведении бизнеса решающим фактором, что обеспечивает эффективность функционирования предприятия, есть качественная и налаженно-функционирующая организационная структура. Именно этот элемент системы управления предприятием является ее базисом. От грамотного построения и эффективного функционирования организационной структуры управления зависит, соответственно, эффективность функционирования предприятия в целом.
Не полученная прибыль, а затраченные усилия важны для современного промысла предприятия. Чем меньше усилий приходится тратить организации для получения результатов, тем лучше она выполняет свою работу.
Организационная структура управления – это одно из ключевых понятий менеджмента, которое тесно связано с целью, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.
Следует отметить различие различных точек зрения на сущность термина «организационная структура управления».
Большинство ученых склоняется к тому, что организационная структура управления предприятием является определенной совокупностью подразделений, обеспечивающих управление организацией; некоторые исследователи считают ее формой взаимодействия элементов управления.
По нашему мнению, организационная структура управления является составным элементом системы управления. Наиболее развернутое определение организационной структуры предприятия предоставил.
Другая группа ученых определяет организационную структуру предприятия как упорядоченную совокупность органов, осуществляющих управление деятельностью предприятия, а отдельная группа – как состав и соподчиненность организационных единиц и звеньев аппарата управления, выполняющих различные функции по управлению предприятием.
Сравнив мнения различных ученых в области экономики и менеджмента, предлагаем собственное определение этого понятия.
Это целостная иерархическая система, состоящая из совокупности упорядоченных подразделений и уровней управления, которая организует процесс коммуникации между ними и имеет целью обеспечения эффективного процесса функционирования организации через взаимодействие составляющих как с внутренней, так и с внешней средой организации.
Классификация организационных структур управления
В научной литературе достаточно популярной является классификация организационных структур по принципу управления и подчинения. Так, Б. Мильнер выделяет:
- линейную,
- функциональную,
- линейно-функциональную,
- программно-целевую,
- матричную структуры,
- структуры централизованного и координационного типа.
В. Царский считает, что основным признаком различия структур управления является организация взаимосвязей между их элементами. Согласно этого признака, он выделяет:
- линейную,
- линейно-штабную,
- дивизионную,
- функциональную,
- матричную,
- проектную системы.
Н. Дикань и И. Борисенко выделяют два типа организационных структур управления, а именно бюрократические и адаптивные. При этом к бюрократическим структурам они относят:
- линейные,
- линейно-функциональные (комбинированные),
- дивизионные (продуктовый тип, организационные структуры, ориентированные на потребителя, региональный тип).
В составе адаптивных организационных структур управления эти ученые выделяют:
- проектную,
- матричную,
- конгломератную структуры.
По мнению В. Веснина, существуют такие виды организационных структур, как жесткие, относительно разновидностей которых он согласен с предыдущими авторами, но выделяет еще сетевые структуры, которые бывают четырех типов, а именно внутренне ориентированными, внешне ориентированными, стабильными, динамическими.
И. Ансофф приводит классификацию организационных структур управления по типу их реакции, выделяя:
- производственную,
- конкурентную,
- инновационную,
- предпринимательскую,
- административную реакцию.
По мнению ученого, каждому типу реакции соответствует отдельная организационная форма, выбрать которую можно учитывая характеристику управления предприятием или характер изменений его среды. На этой основе руководство может определить приоритетный тип реакции и, основываясь на нем, проектировать структуру, необходимую предприятию.
Для классификации организационных структур управления, по нашему мнению, недостаточно одного классификационного признака (характера связей между элементами структуры), потому что ряд организационных структур имеет определенные характерные черты, по которым их можно классифицировать.
Среди таких признаков можно назвать:
- характер реакции на влияние факторов внешней и внутренней среды.
- ориентацию усилий организационной структуры управления.
- стационарность кадров.
- вариант группового подхода к решению проблемных ситуаций.
Базируясь на комплексном понимании и учитывая специфические особенности, которые сейчас приобрела исследуемая экономическая категория, организационную структуру управления определяем как целостную иерархическую систему, состоящую из совокупности упорядоченных подразделений и уровней управления, которое организует процесс коммуникации между ними и имеет целью обеспечение эффективного процесса функционирования организации через взаимодействие составляющих как с внутренней, так и с внешней средой организации.
Вам нужно срочно заказать статью по менеджменту для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!
Комментарии