Виды организационных структур управления

На сегодня в теории и практике управления предприятием существует несколько видов организационных структур:

  • линейная;
  • линейно-штабная;
  • линейно-функциональная;
  • дивизионная;
  • матричная;
  • проектная;
  • сетевая (стабильная, динамичная, внутренняя).

Эти виды организационных структур управления предприятием условно можно представить в виде трех типов, имеющих принципиальные отличия: вертикальный, горизонтальный, сетевой.

Вертикальный тип организационной структуры является ориентированным, прежде всего, на внутренние иерархические процессы. Его можно назвать иерархическим, бюрократическим.

Следующим витком в эволюции организационных структур управления предприятием стало появление горизонтального типа. Его называют органическим и адаптивным к изменениям во внешней среде.

Основополагающим принципом построения горизонтального типа организационных структур является не совершенствование деятельности отдельных подразделений, а улучшение их взаимодействия в целях реализации определенного проекта или эффективного решения определенной проблемы, для которых критическим является временной ресурс в привязке к запросам клиента.

Одной из самых сложных структур адаптивного типа является матричная структура, которая возникла как реакция на необходимость проведения быстрых технологических изменений при максимально эффективном использовании высококвалифицированной рабочей силы.

Разновидностью горизонтального типа являются проектные структуры, в которых менеджер проекта наделяется всеми необходимыми полномочиями для постановки задач по приоритетам, использования ресурсов и управления работой лиц, работающих в проекте.

Сетевой тип организационных структур является сверхгибким в отношении запросов внешней среды. Это совокупность самостоятельных или специализированных структурных единиц предприятия, которые связаны между собой системой договорных отношений, деятельность которых координируется рыночными механизмами.

Различают стабильные, динамические и внутренние виды сетевых организационных структур управления предприятием.

Преимущества и недостатки видов организационных структур управления предприятием

Линейная

Преимущества:

  1. Четкость и простота взаимодействия.
  2. Надежный контроль и дисциплина.
  3. Оперативность принятия и выполнения управленческих решений.
  4. Невысокие накладные расходы

Недостатки:

  1. Потребность в руководителях универсальной квалификации.
  2. Ограничение инициативы работников низших уровней.
  3. Перегрузка высшего руководства.
  4. Возможность необоснованного увеличения управленческого аппарата

Линейно-штабная

Преимущества:

  1. Повышение качества управленческих решений.
  2. Ускорение реагирования на оперативные и организационные проблемы

Недостатки:

  1. Снижение скорости стратегического реагирования.
  2. Риск необоснованного увеличения штабного аппарата

Линейно-функциональная

Преимущества:

  1. Возникает возможность управления большим количеством исполнителей.
  2. Уменьшается количество уровней управления.
  3. Повышается информационная оперативность принятия решений.

Недостатки:

  1. Нарушение принципа единоначалия.
  2. Сложность взаимодействия линейных и функциональных руководителей.
  3. Усложнение процедур контроля.
  4. Потеря гибкости реагирования на изменения во внешней среде.
  5. Сопротивление любым изменениям в деятельности предприятия

Дивизионная

Преимущества:

  1. Операционная самостоятельность подразделений.
  2. Повышение скорости и качества оперативных решений.
  3. Конкуренция между дивизионами предприятия

Недостатки:

  1. Увеличение вертикали управления.
  2. Увеличение расходов на содержание управленческого аппарата.
  3. Возможны разногласия в целях дивизионов и общих целях развития предприятия.
  4. Неэффективное использование ресурсов в условиях их централизованного распределения

Матричная

Преимущества:

  1. Достижение большей гибкости, координации работ и быстрого реагирования на изменения внешней среды.
  2. Вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по реализации проектов.
  3. Сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления.
  4. Усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы

Недостатки:

  1. Сложность для практической реализации.
  2. Нечеткое распределение прав и ответственности вследствие нечеткого определения властных полномочий.
  3. Конфликты между функциональными руководителями и руководителями проектов.
  4. Затрудненность контроля.
  5. Чрезмерные накладные расходы.
  6. Неэффективность в кризисных ситуациях

Проектная

Преимущества:

  1. Максимальная ориентация на клиента.
  2. Высокая степень гибкости и скорости реагирования на запросы рынка.
  3. Эффективное использование персонала.
  4. Возможность привлечения лучших ресурсов.
  5. Высокая степень специализации и фокусировки

Недостатки:

  1. Сильная зависимость от клиентов.
  2. Ограниченная сфера применения.
  3. Риск отсутствия проектов.
  4. Нестабильность в работе с персоналом в контексте его загруженности.
  5. Партнеры по сети.
  6. Высокая степень требовательности к информационной сети

Сетевая

Преимущества:

  1. Наиболее гибкое приспособление к среде.
  2. Развитие вместе со средой и каждым отдельным участником сети.
  3. Самые низкие накладные расходы на содержание

Недостатки:

  1. Затруднена координация функций между участниками сети.
  2. Высокий риск деятельности.
  3. Потеря основными лицами власти и контроля над ресурсами.
  4. Высокая степень зависимости

Наиболее рациональной следует считать такую ОСУ, которая способствует взаимодействию предприятия с внешней средой, продуктивному распределению задач работников и удовлетворению потребностей потребителей.

Заказать статью по менеджменту у экспертов биржи Студворк!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир