Существует различные модели жизненных циклов организации, предлагаемые разными авторами. Однако если их обобщить, то можно определить четыре основных стадии, которые проходит любая организация за период своей жизнедеятельности:
- формирование или создание (рождение);
- рост (интенсивный рост);
- стабилизация (зрелость);
- спад (упадок).
Из одной стадии развитие организации переходит в другую.
После спада может быть два варианта развития событий:
- возрождение – переход к первой стадии;
- смерть – предприятие полностью ликвидируется.
При этом каждой стадии характерна своя система менеджмента.
Стадия создания
На этой стадии компания заявляет о себе на определенном рынке.
Менеджмент компании направлен:
- на привлечение внимания к себе и предлагаемому товару;
- на поиск своего потребителя;
- на организацию продаж и сервиса;
- на формирование привлекательности и уникальности своего товара.
На этой стадии компания выбирает предпринимательский тип стратегии, то есть:
- она принимает проекты с высокой степенью финансового риска и минимальным количеством действий;
- ее ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика;
- в центре ее внимания – быстрое осуществление ближайших мер.
Стадия роста
На этой стадии компания интенсивно завоевывает рынки, расширяет географию продаж, увеличивает свои ресурсы и стоимость, наращивает доходность и рентабельность.
Менеджмент компании направлен:
- на увеличение объема и качества товаров;
- на расширение организационной структуры;
- на «размножение» систем управления;
- на усиление своих ключевых факторов успеха.
На этой стадии компания осуществляет стратегию динамического роста:
- проекты выбираются из принципа меньшего риска;
- постоянно сопоставляются текущие цели и создаются фундаменты для будущего;
- политика и основные процедуры компании фиксируются письменно.
Стадия стабилизации
На этой стадии компания закрепляется на рынке и достигает максимального уровня рентабельности.
Менеджмент компании направлен:
- на повышение прибыльности;
- на поддержании всех систем компании в равновесии.
На этой стадии компания осуществляет стратегию прибыльности:
- сохраняет существующий уровень прибыльности;
- минимизирует затраты;
- по возможности прекращает наем персонала;
- сохраняет хорошо развитую управленческую систему;
- создает и приводит в действие различные процедурные правила.
Стадия спада
На этой стадии компания переживает ощутимое длительное снижение прибыльности и рентабельности, сокращение объемов продаж.
Менеджмент компании направлен:
- на сокращение убытков;
- на изыскание резервов для реорганизации своего производства;
- на поиск новых путей развития компании.
На этой стадии компания осуществляет стратегию ликвидации:
- ликвидация части производства;
- продажа части активов;
- сокращение персонала.
Не знаете, сколько стоит статья по менеджменту на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!
Комментарии