Подготовили статью, в которой рассказываем об эффективных методиках решения проблем.
Метод «Мозговой штурм»
Мозговой штурм — эффективный метод решения проблем, в котором участники генерируют максимальное количество идей для решения поставленных задач. Этот метод был создан в 1941 году сотрудником американского рекламного агентства Алексом Осборном. Мозговой штурм направлен на оперативное решение проблем. Он основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие. Обычно мозговой штурм состоит из трех обязательных этапов:
- Постановка проблемы — предварительный этап, подразумевающий четкую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей;
- Генерация идей — основной этап, подразумевающий процесс создания идей для решения сформулированной проблемы. Здесь необходимо соблюдать следующие правила:
- Максимальное количество идей, без любых ограничений;
- Фантастические и абсурдные идеи;
- Идеи нужно комбинировать и улучшать;
- Никакой критики и оценивания предлагаемых идей.
- Отбор и оценка идей — завершающий этап, предполагающий выделение эффективных идей, которые необходимо подвести к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются.
Метод «Шесть думающих шляп»
Шесть думающих шляп — это продвинутая версия классического мозгового штурма, которая позволяет посмотреть на проблему с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие. Создателем данной методики является английский психолог Эдвард де Боно. Каждый участник попеременно «надевает» одну из шляп — определенную категорию мышления по следующим направлениям:
- Организация мышления (синяя шляпа) — ее примеряет только ведущий, который формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
- Информация (белая шляпа) — аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.
- Эмоции (красная шляпа) — эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения.
- Осторожность (черная шляпа) — пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.
- Преимущества (желтая шляпа) — отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Участникам необходимо найти выгоду, скрытые полезные ресурсы и возможности.
- Творчество (зеленая шляпа) — генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения.
Метод «Рыбья кость»
Рыбья кость — метод, разработанный в 1968 году профессором Токийского университета Каору Исикавой. «Рыбья кость» поможет увидеть проблему и найти способ ее решения. Работу с данным методом подразделить на несколько основных этапов:
- Определение всех причин и факторов, которые оказывают влияние на интересующий результат;
- Систематизация факторов и причин по причинно-следственным и смысловым разделам;
- Оценка факторов и причин внутри разделов;
- Анализ полученной структуры;
- Выявление и отсечение факторов и причин, повлиять на которые невозможно;
- Опущение малозначимых причин и факторов.
Необходимо нарисовать диаграмму на доске или листе бумаги, а затем определить основные причины возникновения проблемы и их особенности. Ее следует заполнять до тех пор, пока вся диаграмма не будет заполнена. Диаграмма представляет собой график, на основе которого становится возможным исследовать и определить основные причинно-следственные связи факторов и последствий.
Метод Дельфи
Метод Дельфи — метод организации коллективного интеллекта для решения общей проблемы, разработанный в 1950 годы в США. Он основан на повторении последовательных действий для определения правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов:
- Предварительный. На этом этапе производится подбор экспертной группы. В нее может входить любое количество человек.
- Основной. На этом этапе необходимо выполнить следующие шаги:
- Постановка проблемы для экспертов, которые должны разбить вопрос на более мелкие. Далее аналитики производят отбор самых распространённых вопросов и составляют общий опросник.
- Полученный опросник вновь следует предоставить экспертам, которым необходимо сообщить следует ли что-то добавить. На основе полученных данных аналитики составляют еще один опросник.
- Новый опросник снова предоставляется экспертам, которым необходимо предложить свои способы решения проблемы. Аналитики выделяют основные мнения экспертов и стараются их сблизить.
Шаги повторяются до тех пор, пока эксперты не придут к единому мнению.
- Аналитический. На данной этапе следует проверить согласованности всех мнений, а также провести анализ полученных выводов.
Комментарии 32
Вот вы лучше напишите, как решить проблему с некомпетентностью заказчиков (передатчиков), они столько времени отнимают своей тупостью, доработки, претензии и все на ровном месте.
Вот полностью согласна! Прочитала заголовок, подумала, что вот оно! То что нужно! Оказалось не то
Одним словом "Передасты"
Но не все конечно, добросовестных тоже много)))))
"Рыбья кость" прекрасно работает в этом случае из перечисленных.
Вообще, лично я в таких ситуациях подхожу с позиции SWOT-анализа для решения проблем во взаимодействии. Как минимум позволяет отойти от эмоций и в комплексе рассмотреть ситуацию. И уже оказывается, что не заказчик - редиска, а "телефон - сломанный", научник передает студенту одно, студент как понимает передает заказчику, а заказчик (тоже понимая свое) - требует от исполнителя.
Анализ ситуаций как минимум важен, тем более, если анализировать (включать рациональность), то эмоции уходят на второй план.
Не согласен, заказчик в таком случае редиска, почему он довел сломанный телефон до автора, а не остановил на себе и не разобрался в ситуации, а ему не надо.
Ваше полное право не соглашаться. Я просто выражаю собственное мнение.
По поводу Вашего несогласия: Посредник должен быть классный именно в посредничестве, что не предполагает компетентность в предмете на уровне эксперта / автора.
С остальным согласны?
Не надо быть экспертом, надо понимать студент присылает замечания к работе или ахинею, в виде, "Караул, все неправильно, переделайте". Это и есть его функция, а не быть сломанным телефоном.
Я уверен, что существуют возможности конструктивным образом выстроить взаимодействие. По поводу "караул, все неправильно, переделайте" имеет место замечательная тенденция, которая весьма редкая, к счастью. Это когда выполненная "на чисто", "под ключ" и несколько раз откорректированная работа вызывают такую реакцию.
Я в таком случае анализирую, по поводу чего недопонимание, к чему можно "прицепиться", я как автор знаю, как можно разломать свою же работу. Также я знаю, где и что можно изменить, а также где можно усилить (у меня традиционно соотнесение результатов с существующими исследованиями хромает, т.к. затратно по времени). И если все хорошо по такому анализу, то становится ясно, что студент - жулик и просто хочет и работу и возврат денег. Стабильно 0-2 человека в год такие бывают. На уровне погрешности, конечно, но все же.
Холодный анализ и результат.
Вы сейчас о чем?
О том, что ""Караул, все неправильно, переделайте"" - можно трактовать по разному и за этим может скрываться не совсем очевидная штука.
Ужас какой-то, такая фраза не должна доходить до автора, ему должны указать конкретные ошибки, а если посредник это отправил автору, он и есть самая хреновая редиска, дебил короче.
Действительно, когда есть мелкие недочеты (на косяки не тянет - на ошибки заказчик прямо не указал), то данный анализ имеет место быть.
А когда "караул, все ужас, переделайте, хочу XYZ" вам говорит заказчик, который ни список конкретных недочетов от препода, ни новое ТЗ не добавляет в заказ - что тогда?
Что тогда. Что тогда?
"Запросите, пожалуйста, обратную связь от научника, что конкретно не так в работе?".
Не знаю что насчет маленьких работ, но лично у меня ни разу не было ситуаций, когда научник не отвечал. Бывало, затягивал, бывало - городил откровенную чушь. Но никогда не было особой проблемы узнать важную информацию.
У меня даже штука есть в графике работ. У меня перечень работ "на согласовании" с ротацией раз в неделю, я про эти работы регулярно напоминаю, пока не получу обратную связь, согласование ТЗ или перечень ошибок.
Много, но не большинство!
У меня май месяц сплошная черная полоса, устал отбиваться от этой тупости. Задавал вопрос администрации, как можно наказать на деньги таких заказчиков (передатчиков), ведь он у меня отнял время за которое я мог бы сделать работу и получить денежку, ответили, никак, можете только отзыв написать.
Понимаю Вас и поддерживаю. Готовность к временным потерям - кровь и соль работы фриленсера.
Что и говорить про то, что и лица, работающие по контракту / договору нередко сталкиваются с несправедливость.
Принять, фиксировать убытки, жить дальше.
Вы мне напоминаете Карлсона - спокойствие, только спокойствие, дело-то житейское!)))
Ой да какой там. Одно дело, то, что я ощущаю и по поводу чего переживаю, другое дело - работа и взаимоотношения с чужим человеком по работе.
Да и вообще, сильные негативные эмоции не вредят никому, кроме самого человека. Смысл самостоятельно ускорять свою смерть, самостоятельно вовлекаясь в негатив. Особенно, если 99,9% конфликтов и трудностей могут быть решены взаимовыгодным образом.
никак - просто больше с ним не работайте и все. Так наберется в итоге круг хороших заказчиков.
Шесть шляп это конечно много
пора отходить от "американских штурмов" У нас в России много своих способов решать задачи. А американские - в корзину.....
Как в РФ решают задачи, видно с 24.02 onwards..
Восемь лет до 24.02 не в счет?
Размах решений был не тот, вот с 24.02 порешали так порешали
Еще недорешали
Ребят, настучу админам если будете продолжать. Давайте хоть здесь НЕ БУДЕМ обсуждать политику, пожалуйста.
ЗЫ: Комментарий оставила под последним сообщением, но вышесказанное прямо относится и к MaxAzatian.
Прошу прощения, не удержался)
Но я прямо не говорил, а постарался ответить общими фразами, без ненужной конкретики
Я понимаю, но мы же тут все не пальцем деланные, такшта всем все понятно. Для "выпуска пара" есть масса профильных ресурсов. А здесь - улыбаемся и пашем :-) Тем более, сезон на самом пике.
Будь моя воля, я бы всего бы этого видеть бы не хотел. Не нужны мне эти профильные сайты.
А сезон - да, у меня нынче даже вновь созданная группа ВК "выстрелила")
У меня такое ощущение, что сначала придумывается оригинальное и броское название для метода, а потом уже - метод под него. Тут вам и шляпы, и кости, и помидоры и др. А суть у работы остается одна: бери больше, кидай дальше,отдыхай - пока летит.
Братушки и сеструшки, а как работает черный список? А то гопер атакует нещадно личку (
Не работает он на личку :( Вы просто не видите заказы от тех, кто в черном списке, а в личку они продолжают спамить нещадно.
Спасибо! Смиренно принимаю несовершенство мира )))