Мышление – способность человека судить, это обобщенный метод отражения реальности. Итог мышления – идея. Основное значение – способность приобретения знаний об объектах и качествах, не воспринимающиеся напрямую.
Немного о мышлении
Процессы, которые проводятся благодаря мышлению:
- анализ – деление предмета на составные части;
- синтез – соединение этих частей, но с выделением связей, проведенных анализом.
На основе базовых операций выделяются следующие:
- классификация – деление на классы и группы по определенному признаку;
- сравнение – параллель предметов, из-за чего видно отличия и расхождения;
- абстрагирование – выделение какой-то части, игнорируя все остальное;
- обобщение – соединение предметов по свойствам и признакам.
Мышление изучалось многими учеными и психологами. На основе этого складывались различные теории.
Асоцианистская теория
Изначально она была философской. Суть заключалась в том, чтобы оставить лишь простые мысли, а более сложные порождать благодаря ассоциациям. Трудные задумки в этой теории объяснялись простейшими словами.
В итоге явления или идеи соединены ассоциациями, моментами из прошлого и чувствами, которые получены опытом. Творческое мышление не вписывалось в эту теорию и его оценивали, как способность врожденную.
Теория гештальта
Ее сторонники отдавали предпочтение психологии и проводили исследования, как тип поведения, которая твердо встроена в психику, перестраивается в процессе принятия решения. Они смотрят на задачи психологии с аспекта восприятия.
Если брать во внимание нерешенную ситуацию, то первичное – гештальт, а мышление – это способность выделять главное из множества второстепенных свойств. В тот момент, когда проблема решается, гештальт считается завершенным. После это закрепляется в глубине психики. Ничего не тревожит до тех пор, пока в новейший гештальт не попадет какая-либо составная часть и не потребует закрытия. И так по кругу.
Бихевиористская теория
Мышление характеризуется, как способность приспосабливаться к новейшим обстоятельствам. Следовательно, если организм претерпевает дискомфорт, то, значит, старается решить какую-либо задачу.
Эта теория не воспринималась окружающими. В начале ее последователи лишь описывали стимулы и следили за поведением, реакцией на стимул.
Теория когнитивного развития
Основоположник – Жан Пиаже. Его мнение заключалось в том, что появление мышления обуславливалось процессом привыкания к окружающему миру.
Во время развития мнения о мире улавливались схематично. Они закреплялись в памяти и их можно было всегда вспомнить и применить.
Пиаже выделил возрастные стадии когнитивного развития:
- 0-2 года. Проявляется в становлении и развитии двигательных структур.
- 2-7 лет. Вхождение ребенка в общество, осваивание языка и формирование понятия о предметах и явлениях.
- 7-11 лет. Учится на характерной информации проводить классификацию, систематизировать и сравнивать.
- 11-14 лет. Логика преобладает. Ребенок начинает строить гипотезы и мыслит дедуктивно.
Периферическая теория
Периферическая нервная система во главе. Ее также называют двигательной. Движение тоже задействовано во время обучения. Поэтому выделять что-то одно не стоит.
Психоаналитическая теория мышления
Фрейд считал, что в период младенчества в мышление преобладает нарциссизм. Он объясняет это тем, что нет грани действительного и недействительного, больше берут вверх инстинкты. Немного погодя, мышление превращается в символическое, но эгоизм еще не уходит. И только на более поздних стадиях чувство собственного «я» и внешний мир начинают различаться. Инстинкты отходят на второй план.
Не знаете, где заказать написание статьи по психологии на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!
Комментарии