Гештальтпсихология

Содержание

  1. 1. Основные положения и понятия
  2. 2. Области исследования гештальтпсихологии
  3. 3. Школа гештальтпсихологии

Гештальтпсихология – наука, которая является наиболее эффективным способом сохранения целостности немецкой и австрийской психологии. Гештальтпсихология – целостность человеческого образа. Она возникла в начале 1920-х годов в Германии. Основоположник – Макси Вертгеймер. Также сыграли большую роль такие деятели: Курт Левин, Вольфганг Келлер, Курт Коффка и др.

Основные положения и понятия

Основные положения по К. Левину:

  1. Образ мира представляет собой целостный феномен, а не как совокупность отдельных элементов.
  2. Гештальт представляет собой структурное целое. Все части этого целого зависят друг от друга. Их можно выделить и в выделенном виде обследовать, но части не обособлены.
  3. Образ создается внезапным осознанием чего-либо. Прошлое не играет роли.

Основные понятия гештальтпсихологии следующие:

  1. Человек является целостным существом. В нем едино все: мышление, чувства, мысли.
  2. Человек может достигнуть равновесия и гармонии с самим собой и с окружающей средой.
  3. Человеческое поведение то формирует, то разрушает гештальты (незавершенное действие).

Области исследования гештальтпсихологии

В рамках гештальтпсихологии исследуются три области:

  1. Восприятие
  • близость элементов друг к другу;
  • схожесть элементов;
  • замкнутость;
  • симметричность.
  1. Мышление
    По Келеру интеллектуальное решение происходит внезапно во время осознания (инсайта). По Вертгеймеру переструктурирование ситуации наоборот происходит за счет отказа от шаблонных привычек. Мышление рассматривают как единый процесс, который делится на этапы (постановка задачи; группировка, реорганизация; обнаружение структуры путем инсайта; нахождение путей реализации).
  2. Потребности, воля, аффекты. Исследования К. Левина
    Человек активен на основании намерения что-либо сделать. То есть у него есть потребность в выполнении. Все выступает либо положительно, либо отрицательно по отношению к потребностям человека.

Школа гештальтпсихологии

Ее зародил Макс Вертгеймер с помощью эксперимента и назвал его «фи-феномен». В чем заключается суть. Он с помощью стробоскопа и тахистоскопа изучил два раздражителя у людей с путем передачи линий.

Ему удалось выяснить следующее:

  • длительный промежуток воспринимается поэтапно;
  • короткий промежуток – линии улавливают все одновременно;
  • приемлемый вариант (60 миллисекунд) – глаза испытуемого следили за линиями, которые двигались в разные стороны. Не было сиюминутного или поэтапного восприятия.

Приемлемый временной промежуток – тестируемым воспринималось лишь чистота движения. Он понимал, что движение есть, но без какого-либо передвижения линии. Собственно, это и назвали «фи-феномен».

Принципы гештальта:

  1. Близость (все, что находится близко, воспринимается как одно целое).
  2. Схожесть (похожие элементы по разнообразным параметрам воспринимаются вместе).
  3. Целостность (у понимания есть стремление к простоте и целостности).
  4. Замкнутость (получение фигурой формы).
  5. Смежность (она предупреждает понимание, когда один случай вызывает другой).
  6. Общая зона (человеческое повседневное осознание развивается вместе с учением и прожитым опытом).

Гештальт в простонародье обозначает незавершенное действие. Самое важное его свойство – стремление к завершению.

Часто гештальты накладываются как отпечаток на психику человека. Гештальт может быть из далекого прошлого, из детства. Человек просто не понимает, как выйти из этого состояния. Постоянно посещают мысли о прошлом, прокручиваются воспоминания в голове.
Гештальтпсихология и, в частности человек, который практикует гештальт-терапию, помогают выйти из этого состояние. Дают возможность человеку начать жизнь заново.

Статья по психологии на заказ от проверенных исполнителей!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир