Проблема объективного метода в психологии

Содержание

  1. 1. Что такое психология
  2. 2. Суть проблемы
  3. 3. История открытия метода
  4. 4. Методологический анализ

Можно ли изучить психологию объективно? Оказывается, можно, благодаря опосредованному познанию психики и сознания. Психическая деятельность человека находит выражение в действиях, речи, работе внутренних органов и так далее.

Что такое психология

Психологией называется наука обо всех психических процессах человека. Особое внимание эта наука уделяет взаимоотношениям людей между собой и самому человеку.

Первые упоминания о психологии относятся еще к 4 веку до нашей эры, и до сих пор она продолжает развиваться и пополняться новыми законами, методами и решениями.
Выделяют 2 вида психологии:

  1. Академическая.
  2. Прикладная.

Методы психологии также делятся на две большие группы:

  1. Эмпирические: сбор и интерпретация имеющихся фактов, статистический анализ данных и поиск закономерностей.
  2. Экспериментальные: искусственное моделирование различных ситуаций в исследовательских целях.

Для сбора данных применяются:

  • наблюдение;
  • самонаблюдение;
  • собеседование;
  • эксперимент;
  • опрос;
  • тестирование;
  • биографическое исследование.

Одной из существенных и не решенных проблем психологии является проблема объективного метода.

Суть проблемы

Решение данной проблемы затруднено фактом, что субъект и объект в данном случае – это одно и то же. Кроме этого, психология считается наукой, где важную роль играет метод получения информации о свойствах и особенностях объекта. Так или иначе, проблема до сих пор остается без решения.

История открытия метода

Вся история развития психологии – это постоянный поиск средств для объективного исследования психической функции.

Первый раз возможность объективного метода представил в своеобразном течении «бихевиоризм» психолог Джон Уотсон. Он признал наблюдение и эксперимент методами, которые давали возможность изучать психическую функцию.

Объективный метод строился на правилах научного наблюдения, характерных для классического идеала научной рациональности. После появления бихевиоризма появились первые тесты, попытки экспериментального создания метода.

В начале 20 века психологи стремились объединить бихевиоризм и психоанализ, так была создана теория фрустрации — агрессии Н. Миллера и Дж. Долларда. Теории создавались как основы для метода, с помощью которого можно было изучать психологическую реальность человека с объективной точки зрения.

Методологический анализ

В процессе решения данной проблемы появился методологический анализ.
Психолог А.Ф. Лазурский открыл метод естественного эксперимента, обладающего уникальными свойствами избежать недостатки лабораторного эксперимента и в то же время осуществлять исполнение научного подхода к изучению всей структуры психики.

На отечественных психологов сильное влияние оказали идеи Карла Маркса. Они стали своеобразной идеологией, и под их влиянием стали появляться новые направления в психологии для объективного изучения структуры психики: реактология К. Н. Корнилова и рефлексология В. М. Бехтерева. Л. С. Выготский впервые выделил и применил метод рефлексологического исследования.

После этих событий отечественная психология разделилась на несколько разных направлений. Одним из направлений стало дальнейшее изучение Выготским рефлексологического исследования. Другим направлением считается изучение динамического местоположения психических процессов психологом А.Р.Лурией.

Поиск объективного метода изучения психологических явлений предпринимали многочисленные направления и школы психологии. Он продолжается и сейчас. В поиске помогают такие науки, как: нейрофизиология, психофизиология и психофизика. Но окончательного ответа на проблему до сих пор не получено.

Вам нужно срочно заказать статью по психологии для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир