Константность и предметность восприятия

Содержание

  1. 1. Основные положения
  2. 2. Перцептивная сторона общения
  3. 3. Роль установки в перцептивных процессах
  4. 4. Роль мотивации в перцептивных процессах
Константность восприятия

Gостоянство признаков предметов при изменяющихся условиях их восприятия.

Задача константности заключается в том, чтобы не воспринимать каждый предмет как в первый раз, а как привычный, но с изменениями условий. Наиболее приметно это происходит в восприятии цвета, величины и формы.

Основные положения

Предмет белого цвета, даже в темное время, будет белым. Потому что человек знает его таким.

Отъезжающая машина, хоть и будет уменьшаться, но в восприятии она останется большой. Даже если в зоне видимости уже будет с песчинку.

Без константности восприятия было бы сложно. Предметы и люди казались бы нам чем-то новым. Человек мог просто повернуться в другую сторону и стал бы уже неузнаваемым.

Предметность восприятия

Это свойство воспринимать мир не как набор отдельных элементов, а как целое.

Оно развивается на протяжении жизни. И. Сеченов считает, что ее развитие происходит в процессе контакта ребенка с предметами.

Предметность развивается за счет моторики:

  • движение руками и пальцами при ощупывании предметов;
  • движение глаз при выделении контура предмета и «ощупывание» его на расстоянии;
  • поворот головы;
  • другие движения.
Перцептивный процесс

Осознание мира через работу органов чувств.

В зависимости от того, какой орган играет роль, выделают зрительные, слуховые, обонятельные и другие.

Формирование перцептивного образа состоит из следующих фаз:

  1. Обнаружение. Стадия, на которой человек выделяет предмет из фона, но еще не может рассуждать о его признаках.
  2. Различение. Стадия, на которой человек может раздельно воспринимать предметы, находящиеся рядом.
  3. Опознание. Стадия, на которой человек фиксирует свойства и относит их к определенному классу.

Перцептивная сторона общения

Процесс, в котором люди, с помощью общения, воспринимают друг друга, устанавливают контакт.

Задействованы минимально два человека. Создаются представления о намерениях, чувствах, мыслях собеседника и себя самого.

Люди осознают себя и других, благодаря следующим механизмам:

  • познание и понимание друг друга;
  • осознание себя в процессе общения;
  • по общению прогнозирование будущего поведения партнера.

Роль установки в перцептивных процессах

Установка влияет на людей. Когда человек неосознанно привычным образом реагирует на информацию или людей, не анализируя ее.

Установки делятся на 3 измерения:

  1. Когнитивное измерение – определенные мнения, мысли, убеждения относительно чего-либо или кого-либо.
  2. Аффективное измерение – наличие негативных или позитивных эмоций к человеку или информации.
  3. Поведенческое измерение – подготовленность к реакциям поведения, которые соответствуют убеждениям человека.

Установки формируются:

  • под воздействием окружающих. Это могут быть родители, желтая пресса, знакомые и друзья;
  • основываясь на прожитом опыте в многократно повторяющихся ситуациях.

Роль мотивации в перцептивных процессах

Мотивация

Причина, побуждающая к действию.

Она может руководствоваться примитивными факторами. Например, голодом, холодом. Или психологическими потребностями в любви, уважении, признании. Мотивация играет роль в желании самореализации.

Например, испытывая чувство голода, человек может прочитать вместо слова «обувь» – «обед». Увлеченный амбициями – неправильно расслышать фразу. Можно привести старый пример: человек долгое время находится в пустыне, его мучает жажда. Спустя какое-то время он видит вдали оазис с чистейшей и прохладной водой.

На Студворк вы можете заказать статью по психологии онлайн у профильных экспертов!

Комментарии

Нет комментариев

Предыдущая статья

Теории мышления
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир