Gостоянство признаков предметов при изменяющихся условиях их восприятия.
Задача константности заключается в том, чтобы не воспринимать каждый предмет как в первый раз, а как привычный, но с изменениями условий. Наиболее приметно это происходит в восприятии цвета, величины и формы.
Основные положения
Предмет белого цвета, даже в темное время, будет белым. Потому что человек знает его таким.
Отъезжающая машина, хоть и будет уменьшаться, но в восприятии она останется большой. Даже если в зоне видимости уже будет с песчинку.
Без константности восприятия было бы сложно. Предметы и люди казались бы нам чем-то новым. Человек мог просто повернуться в другую сторону и стал бы уже неузнаваемым.
Это свойство воспринимать мир не как набор отдельных элементов, а как целое.
Оно развивается на протяжении жизни. И. Сеченов считает, что ее развитие происходит в процессе контакта ребенка с предметами.
Предметность развивается за счет моторики:
- движение руками и пальцами при ощупывании предметов;
- движение глаз при выделении контура предмета и «ощупывание» его на расстоянии;
- поворот головы;
- другие движения.
Осознание мира через работу органов чувств.
В зависимости от того, какой орган играет роль, выделают зрительные, слуховые, обонятельные и другие.
Формирование перцептивного образа состоит из следующих фаз:
- Обнаружение. Стадия, на которой человек выделяет предмет из фона, но еще не может рассуждать о его признаках.
- Различение. Стадия, на которой человек может раздельно воспринимать предметы, находящиеся рядом.
- Опознание. Стадия, на которой человек фиксирует свойства и относит их к определенному классу.
Перцептивная сторона общения
Процесс, в котором люди, с помощью общения, воспринимают друг друга, устанавливают контакт.
Задействованы минимально два человека. Создаются представления о намерениях, чувствах, мыслях собеседника и себя самого.
Люди осознают себя и других, благодаря следующим механизмам:
- познание и понимание друг друга;
- осознание себя в процессе общения;
- по общению прогнозирование будущего поведения партнера.
Роль установки в перцептивных процессах
Установка влияет на людей. Когда человек неосознанно привычным образом реагирует на информацию или людей, не анализируя ее.
Установки делятся на 3 измерения:
- Когнитивное измерение – определенные мнения, мысли, убеждения относительно чего-либо или кого-либо.
- Аффективное измерение – наличие негативных или позитивных эмоций к человеку или информации.
- Поведенческое измерение – подготовленность к реакциям поведения, которые соответствуют убеждениям человека.
Установки формируются:
- под воздействием окружающих. Это могут быть родители, желтая пресса, знакомые и друзья;
- основываясь на прожитом опыте в многократно повторяющихся ситуациях.
Роль мотивации в перцептивных процессах
Причина, побуждающая к действию.
Она может руководствоваться примитивными факторами. Например, голодом, холодом. Или психологическими потребностями в любви, уважении, признании. Мотивация играет роль в желании самореализации.
Например, испытывая чувство голода, человек может прочитать вместо слова «обувь» – «обед». Увлеченный амбициями – неправильно расслышать фразу. Можно привести старый пример: человек долгое время находится в пустыне, его мучает жажда. Спустя какое-то время он видит вдали оазис с чистейшей и прохладной водой.
На Студворк вы можете заказать статью по психологии онлайн у профильных экспертов!
Комментарии