Мышление формируется в процессе какой-либо деятельности. Оно характеризуется как отражение действительности и в первую очередь связано с этапом решения определенных задач.
Мышление как деятельность
Мышление является видом умственной деятельности человека, обобщенным отражением реальности.
Оно отвечает за установление между вещами, происходящими в окружающей среде, и понимание сущности каких-либо конкретных явлений. Биологической основой мышления является головной мозг человека.
Деятельность мышления же отражается, как речь и имеет ряд последовательных действий. Рассмотрим логическую цепочку мыслительной деятельности:
- потребность в чем-либо;
- мотив, который побуждает разум к раздумьям и выполнению деятельности;
- цель – это представление о желаемом результате;
- определенные действия;
- средства, необходимые для достижения;
- предметы;
- результат – окончательная деятельность для удовлетворения потребности.
Мышление как процесс решения задач
Задачи возникают как во время какой-либо деятельности, так и создаются по воле самого человека. Объектом мышления как раз и является задача. А субъектом тот, кто готов ее решить.
Обычно выделяют две группы мотивов, побуждающих человека к решению определенных задач:
- Внешние мыслительные мотивы. Такие основания предполагают решения задачи только ради выгодного результата.
- Внутренние мотивы. Они основаны на познавательной деятельности. Мотивы могут состоять в том, чтобы узнать что-то новое и интересное.
Регуляция мышления
В психологии всегда различали три типа регуляции мышления. Это:
- Эмоциональная.
Эмоциональная деятельность мозга человека всегда была взаимосвязана с регуляцией мышления.
Немецкий философ Г. Майер разделял эмоциональное мышление на аффективное и волевое.
К первому относятся религиозные и эстетические акты познания. Аффективные умозаключения характеризуются оцениванием уже известных всем фактов, чувством зависимости от окружающего мира. Волевое мышление отличается сознательной целеустремленностью, контролем эмоциональных состояний и двигательных действий.
- Мотивационная.
Мотивация всегда будет вызвана определенной потребностью человека. В психологии два вида мотивов: неспецифические и специфические познавательные. Первые не несут образовательный процесс, вызваны внешними факторами. Специфические мотивы направлены на побуждение и движение мыслительных действий. В них проявляются такие качества, как любознательность, заинтересованность в познавательной деятельности. Также способствуют таким действиям, как анализ.
- Мыслительная.
Сама мысль является результатом мышления человека, своеобразным отражением окружающей действительности. Мысли зарождаются в голове у человека посредством восприятия и ощущения мира в целом.
Мыслительный процесс всегда направлен на реализацию решения задач.
Такое явление состоит из нескольких этапов. Первый шаг – это осознание произошедшей проблемной ситуации, далее происходит этап превращения проблемы в определенную задачу. Третий мыслительный этап заключается в обдумывании способов решения. Двумя последними шагами является реализация и проверка гипотезы решения поставленной задачи.
Таким образом, можно сказать о том, что деятельность и мышление неразрывно связаны между собой. Прежде всего, формированием мотивов и постановкой цели. Эмоциональная и мотивационная регуляция мышления также тесно взаимодействуют с любой деятельностью. Мышление – это активный процесс восприятия реальности и ее отражения.
Вы можете заказать написание статьи по психологии для публикации на Студворк!
Комментарии