Мышление как деятельность и как процесс решения задач

Содержание

  1. 1. Мышление как деятельность
  2. 2. Мышление как процесс решения задач
  3. 3. Регуляция мышления

Мышление формируется в процессе какой-либо деятельности. Оно характеризуется как отражение действительности и в первую очередь связано с этапом решения определенных задач.

Мышление как деятельность

Мышление является видом умственной деятельности человека, обобщенным отражением реальности.

Оно отвечает за установление между вещами, происходящими в окружающей среде, и понимание сущности каких-либо конкретных явлений. Биологической основой мышления является головной мозг человека.

Деятельность мышления же отражается, как речь и имеет ряд последовательных действий. Рассмотрим логическую цепочку мыслительной деятельности:

  • потребность в чем-либо;
  • мотив, который побуждает разум к раздумьям и выполнению деятельности;
  • цель – это представление о желаемом результате;
  • определенные действия;
  • средства, необходимые для достижения;
  • предметы;
  • результат – окончательная деятельность для удовлетворения потребности.

Мышление как процесс решения задач

Задачи возникают как во время какой-либо деятельности, так и создаются по воле самого человека. Объектом мышления как раз и является задача. А субъектом тот, кто готов ее решить.

Обычно выделяют две группы мотивов, побуждающих человека к решению определенных задач:

  1. Внешние мыслительные мотивы. Такие основания предполагают решения задачи только ради выгодного результата.
  2. Внутренние мотивы. Они основаны на познавательной деятельности. Мотивы могут состоять в том, чтобы узнать что-то новое и интересное.

Регуляция мышления

В психологии всегда различали три типа регуляции мышления. Это:

  1. Эмоциональная.

Эмоциональная деятельность мозга человека всегда была взаимосвязана с регуляцией мышления.

Немецкий философ Г. Майер разделял эмоциональное мышление на аффективное и волевое.

К первому относятся религиозные и эстетические акты познания. Аффективные умозаключения характеризуются оцениванием уже известных всем фактов, чувством зависимости от окружающего мира. Волевое мышление отличается сознательной целеустремленностью, контролем эмоциональных состояний и двигательных действий.

  1. Мотивационная.

Мотивация всегда будет вызвана определенной потребностью человека. В психологии два вида мотивов: неспецифические и специфические познавательные. Первые не несут образовательный процесс, вызваны внешними факторами. Специфические мотивы направлены на побуждение и движение мыслительных действий. В них проявляются такие качества, как любознательность, заинтересованность в познавательной деятельности. Также способствуют таким действиям, как анализ.

  1. Мыслительная.

Сама мысль является результатом мышления человека, своеобразным отражением окружающей действительности. Мысли зарождаются в голове у человека посредством восприятия и ощущения мира в целом.

Мыслительный процесс всегда направлен на реализацию решения задач.

Такое явление состоит из нескольких этапов. Первый шаг – это осознание произошедшей проблемной ситуации, далее происходит этап превращения проблемы в определенную задачу. Третий мыслительный этап заключается в обдумывании способов решения. Двумя последними шагами является реализация и проверка гипотезы решения поставленной задачи.

Таким образом, можно сказать о том, что деятельность и мышление неразрывно связаны между собой. Прежде всего, формированием мотивов и постановкой цели. Эмоциональная и мотивационная регуляция мышления также тесно взаимодействуют с любой деятельностью. Мышление – это активный процесс восприятия реальности и ее отражения.

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир