С научной точки зрения, творческое мышление понимается как неоднородное, сложное явление, которое, в свою очередь, выражается не только в теоретических, но и в экспериментальных направлениях для его изучения.
Еще во время самых ранних попыток изучения разнообразных творческих способностей была сформирована целостная картина изучения методов креативности. Данными исследованиями занимались такие выдающиеся ученые, как: А. Маслоу, Э. Торренс, К. Роджерс и другие. Также уделяли большое внимание изучению проблем, связанных с творческим мышлением A.M. Матюшкин, Б. М. Теплов, Я.А. Пономарев и многие другие.
Понимание темы исследования творческого мышления
При изучении креативности принято выделять одну главную сторону исследований, которая берет свое начало с многофункциональной творческой способности. В таком направлении изучают взаимосвязь между интеллектом и самой креативностью. Многие из психологов уверены в том, что в каждом из мыслительных процессов сочетаются продуктивные и репродуктивные компоненты. Все внимание зачастую уделяется выявлению идеи творческого мышления. Каждый из ученых трактует свое понимание в области исследования творческого мышления.
И.Я. Лернер рассматривает творческое мышление по его продукту. Каждый из учащихся в процессе творческой деятельности открывает что-то новое, проявив этим свою индивидуальность.
В.Н. Дружинин характеризует творческое мышление, как процесс, напрямую относящийся к модификации знаний.
По мнению Я.А. Понамарева, само содержание творческого мышления относится к процессу интеллектуальной деятельности.
Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, И.Я. Лернер и другие психологи выделяют самым главным признаком нестыковку цели и ее результата. Также психологами была выделена единица, которая измеряла творческое мышление. Она называется «интеллектуальная инициатива». Такая единица понимается как целостность всех умственных способностей, а также мотивационной структуры.
Способности, которые характеризуют творческое мышление
Важную роль в определении творческого поведения играет мотивация и различные личностные черты. К ним относятся: независимость при наступлении неблагоприятной ситуации, чувствительность к возникновению проблем разного характера, а также когнитивная одаренность.
Еще с 1954 года Дж. Гилфорд и его сотрудники подходили к изучению творческого мышления с помощью познавательных переменных, которые были направлены на анализ необыкновенных интеллектуальных факторов, а также своеобразных познавательных стилей.
Были выделены самые главные особенности, которые характеризовали творческое мышление:
- Беглость мысли. Означает число идей, которые появились за одну единицу времени.
- Оригинальность. Процесс создания тех мыслей, которые напрямую отличаются от общепринятых взглядов.
- Любознательность. Процесс, при котором человека достаточно сильно интересует проблема творческой мысли и ее решение.
- Гибкость. Означает возможность быстрого перехода одной мысли к другой и наоборот.
- Фантастичность. Способность изложения ответа, который полностью отключается от реальности, но при условии того, что логическая связь между реакцией и стимулом остается.
Дж. Гилфорд собрал все эти факторы в одно неразрушимое целое и дал им название «дивергентное мышление». Оно обнаруживается только тогда, когда сама проблема еще не найдена или же при отсутствии рационального решения такой проблемы.
Не получается самостоятельно разобраться с темой? Заказать написание статьи по психологии!
Комментарии