Анализ теоретических работ по психологии деятельности ведущих российских психологов показывает, что принцип деятельностного подхода глубоко и всесторонне разработан в российской психологии и обоснованно приобрел статус парадигмы. Концептуальные модели деятельностного подхода могут быть успешно применены при разработке исследовательских программ и конкретных планов исследований. У деятельностного подхода было не только богатое прошлое, но и успешное настоящее и будущее.
Деятельность – условие формирования смыслов
Подход к деятельности представлен как парадигма в российской психологии и как модель формулирования вопросов и их решения.
В работах С.Л. Рубинштейна (1946, 1957, 1997), А.Н. Леонтьева (1972, 2007), Б.Ф. Ломова (1981, 1984), К.А. Абулханова-Славская (1973, 1991) заложены методологические основы деятельностного подхода. Значительный вклад в разработку данного подхода внесли Г.М. Зараковский (1966), Д.А. Ошанин (1977), Б.Г. Ананьев (1962), П.В. Саркин (1962). К. Анохина (1975), В.А. Лекторский (2011), Н.А. Бернштейн (1947), А.Л. Журавлева (2005), А.В. Карпова (2004), Б.А. Бодрова (2006) и В.М. Русалова (2018). Существуют различные подходы к исследованию деятельности.
Понимание деятельности в работах Сергея Л. Рубинштейна
По мнению С.Л. Рубинштейна, структуру можно рассматривать по активности, действиям, операциям и движению.
Концепция психологической структуры деятельности Рубинштейна, хотя и выглядит почти идентичной по составу структуре деятельности, установленной Леонтьевым, совершенно иная.
Рубинштейн определяет деятельность как осуществляемую набором действий, которые могут быть разделены на частичные действия или операции, которые, в свою очередь, выполняются движениями. Если Леонтьев определяет действия по целям и операции по условиям, то Рубинштейн (1999) утверждает, что любое действие, направленное на цель, исходит из импульса, который является более или менее осознанным мотивом. В то время как Леонтьев определяет операцию как преобразование действия с учетом условий его реализации, Рубинштейн определяет операцию как действия или части, разделяющие деятельность. Они рассматриваются как частичные действия (Рубинштейн, 1999).
Таким образом, общая структура сводится к «движению действий (операций)».
Если учесть, что «движения, особенно так называемые волевые движения, обычно используются для выражения действий, через которые происходит поведение», то психологическая структура деятельности сводится к двум составляющим: деятельности и действиям.
В системе деятельности есть четыре источника напряженности:
- внутри элементов деятельности, например, недостаток используемых инструментов;
- между элементами деятельности, например, вопросы удобства использования между пользователем (субъектом) и инструментом;
- между деятельностью в одно время и более поздней, более продвинутой формой (если новые инструменты автоматизируют операции деятельности, то человек может больше не нуждаться в этих операциях, например, поезда без водителя);
- между различными видами деятельности, например, непонимание между преподаванием учителя и обучением учащегося.
Надо сказать, что фактически в трудовой деятельности деятельность обычно разлагается либо на действия, либо на операции. Термин «операция» часто используется в рабочих листах. В ряде случаев, чаще всего в спорте, действие трансформируется в движение. Что еще более важно, термин «результат» включен Рубинштейном в его систему понятий, характеризующих деятельность, однако он работает не полностью так, как это было описано.
В понимании Рубинштейном психологической структуры действия (а также, можно сказать, деятельности в целом) задача находится в его особом интересе. Он пишет: «Достижение цели – это учет условий, при которых она (цель) будет достигнута».
Взаимосвязь между целью и условиями ставит задачу, которая должна быть выполнена действием. «Человеческое действие, направленное на достижение цели, по своей сути является решением задачи» (Рубинштейн, 1999). В связи с этим можно сказать, что мотивы деятельности имеют первостепенное значение при постановке задачи, и в процессе их определения необходимо учитывать, как внешние (объективные), так и внутренние (субъективные) условия деятельности. Поэтому можно увидеть существенное различие во взглядах Леонтьева и Рубинштейна на структуру деятельности.
Деятельность – самостоятельный предмет психологического исследования
Ключевым фактором в понимании человеческой деятельности является термин «субъект», разработанный в работах ближайших последователей Рубинштейна, таких как А.В. Брушлинский (1996) и К.А. Абулханова (1973, 1991). По мнению А. Абулхановой, «субъект деятельности» – это комплекс характеристик психологических условий деятельности:
- во-первых, по отношению к способностям, состояниям субъекта и его связи с поставленной задачей;
- во-вторых, по отношению к его стратегиям и тактикам;
- в-третьих, по отношению к объективной динамике деятельности (события и фрагменты деятельности) (Абулханова-Славская, 2007, с. 122).
В этом смысле объективная деятельность становится индивидуальной и реализуется индивидуальным стилем деятельности. Субъект прогнозирует свою деятельность, разрабатывает программу этой деятельности, регулярно принимает решения, организовывая ее во времени и пространстве, во взаимоотношениях с другими.
Общеизвестно, что наука психология появилась для обеспечения выживания живых организмов и ее развитие связано с возрастающей сложностью окружающей среды.
У человека ведущей формой активной жизни является деятельность.
Психика полностью проявляется в деятельности; человек развивается через деятельность. Не обращаясь к категории деятельности, не раскрывая сущности, невозможно объединить фундаментальные проблемы психологии. Парадигма деятельности легла в основу многих исследований:
- Л.С. Выготского (1982) по разработке методологических проблем в психологии;
- С.Л. Рубинштейна (1946) по анализу структуры деятельности и ее значения в исследованиях фундаментальных проблем психики;
- А.Н. Леонтьева (1972) по разработке методологических основ современной психологии; Д.А. Григорьева (1972) по разработке методологических основ современной психологии;
- А. Ошанина (1999) – в изучении объективного действия и формировании операционного образа;
- К.А. Абулхановой-Славской (1973) – в разработке проблем субъекта деятельности;
- Г.С. Никифорова (1988) – в изучении проблем самоконтроля в деятельности;
- О.А. Конопкина (1980) – в исследовании проблем регуляции деятельности.
Изучение деятельности позволяет навести мосты между различными школами и направлениями в психологии, способствует развитию содержательной психологической методологии.
Статья по психологии на заказ от проверенных исполнителей!
Комментарии