Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения

Содержание

  1. 1. Свойства и принципы восприятия
  2. 2. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии
  3. 3. Теории перцептивного научения
    1. 3.1. Эксперименты по формированию кожной чувствительности
    2. 3.2. Роль моторного элемента в формировании звуковысотного слуха
    3. 3.3. Формирование перцептивных действий
Восприятие

Психический процесс, смысл которого в целостном отражении предметов и явлений, влияющих на все органы чувств.

Это сумма ощущений, памяти и мышления. Проблемы восприятия с древних времен волновали ученых, психологов и философов.

Свойства и принципы восприятия

Отражение в сознании человека образа или явления возможно благодаря наличию особых свойств восприятия. Среди них выделяют:

  1. Предметность восприятия – способность отражения явлений и предметов в виде отдельных обособленных предметов.
  2. Целостность восприятия – способность воспринимать предмет целиком с помощью суммирования всей информации о свойствах и качествах этого предмета.
  3. Структурность восприятия – способность понимать связь свойств и частей предмета как одного целого.
  4. Константность восприятия – постоянство восприятия образа или явления вне зависимости от условий.
  5. Апперцепция – взаимосвязь восприятия и личностных качеств человека, а также накопленного опыта.
  6. Осмысленность восприятия – способность человека видеть смысл в воспринимаемом объекте.
  7. Активность (избирательность) восприятия – способность воспринимать один конкретный предмет, не обращая внимания на фоновые объекты.

Благодаря свойствам целостности восприятия возможно получение целостного образа окружающего мира в сознании. Достигается целостность некоторыми принципами:

  1. Принцип близости: элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются человеком как одно целое.
  2. Принцип непрерывности: элементы можно связать в непрерывную последовательность.
  3. Принцип сходства: похожие элементы объекта воспринимаются совместно.
  4. Принцип замыкания: незаконченные предметы автоматически воспринимаются законченными.
  5. Принцип простоты: сложные объекты воспринимаются как совокупность простых.
  6. Фигура-фон: восприятие одного объекта происходит на фоне всех других.

Проблема врожденного и приобретенного в восприятии

Данный вопрос исследовался во многих трудах психологов.

Гибсон Джеймс Джером разработал две теории перцептивного научения:

  • сравнив восприятие с процессом добавления;
  • сравнив восприятие с процессом различения.

Он провел эксперимент со спиралями, различающимися по основаниям, и смог доказать наличие перцептивного научения.

Джером Брунер провел опыт с колечком, доказав нарушение моторной конструкции при любых изменениях положения тела в пространстве.

Поддъяков Александр Николаевич выдвинул ряд концепций:

  • о генетической смене трех форм мышления в процессе онтогенеза;
  • о том, что ранняя стадия — наглядно-действенная;
  • о том, что в процессе взаимодействия предметов свойства делятся на константные и ситуативные.

Ланге Николай Николаевич заключил, что акт восприятия содержит моторный компонент.

Теории перцептивного научения

Перцептивное научение

Любое приобретение новых перцептивных навыков и способностей, обусловленное внешней средой.

Существует две теории перцептивного научения:

  1. Теория обогащения.
  2. Теория специфичности.

В первой теории главная роль отводится опыту, а во второй – стимуляции.

Эксперименты по формированию кожной чувствительности

Алексей Николаевич Леонтьев провел эксперимент по формированию неспецифической чувствительности кожи руки к световому раздражителю.

Выводы:

  1. Показана возможность формирования нового вида чувствительности.
  2. Установлено, что эта чувствительность формируется в ситуации активного включения испытуемого в ориентировочно-исследовательскую деятельность.

Роль моторного элемента в формировании звуковысотного слуха

Эксперимент А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер и О.В. Овчинниковой.

Процесс восприятия есть процесс уподобления динамики самого процесса свойствам внешнего раздражителя.

В слухе функцию двигательного компонента перцептивного процесса выполняет голосовой аппарат. Таким образом, создано новое моторное звено: движение руки уподоблялось изменению высоты звука.

Формирование перцептивных действий

Александр Владимирович Запорожец выдвинул тезис, что восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера этой деятельности.

Термин «перцептивное научение» понимается разными психологами по-разному, и каждый в своих экспериментах стремился доказать свою точку зрения. Вопрос о том, какая часть восприятия является продуктом научения, до сих пор остается без однозначного ответа.

Вам нужно срочно заказать статью по психологии для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир