Психический процесс, смысл которого в целостном отражении предметов и явлений, влияющих на все органы чувств.
Это сумма ощущений, памяти и мышления. Проблемы восприятия с древних времен волновали ученых, психологов и философов.
Свойства и принципы восприятия
Отражение в сознании человека образа или явления возможно благодаря наличию особых свойств восприятия. Среди них выделяют:
- Предметность восприятия – способность отражения явлений и предметов в виде отдельных обособленных предметов.
- Целостность восприятия – способность воспринимать предмет целиком с помощью суммирования всей информации о свойствах и качествах этого предмета.
- Структурность восприятия – способность понимать связь свойств и частей предмета как одного целого.
- Константность восприятия – постоянство восприятия образа или явления вне зависимости от условий.
- Апперцепция – взаимосвязь восприятия и личностных качеств человека, а также накопленного опыта.
- Осмысленность восприятия – способность человека видеть смысл в воспринимаемом объекте.
- Активность (избирательность) восприятия – способность воспринимать один конкретный предмет, не обращая внимания на фоновые объекты.
Благодаря свойствам целостности восприятия возможно получение целостного образа окружающего мира в сознании. Достигается целостность некоторыми принципами:
- Принцип близости: элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются человеком как одно целое.
- Принцип непрерывности: элементы можно связать в непрерывную последовательность.
- Принцип сходства: похожие элементы объекта воспринимаются совместно.
- Принцип замыкания: незаконченные предметы автоматически воспринимаются законченными.
- Принцип простоты: сложные объекты воспринимаются как совокупность простых.
- Фигура-фон: восприятие одного объекта происходит на фоне всех других.
Проблема врожденного и приобретенного в восприятии
Данный вопрос исследовался во многих трудах психологов.
Гибсон Джеймс Джером разработал две теории перцептивного научения:
- сравнив восприятие с процессом добавления;
- сравнив восприятие с процессом различения.
Он провел эксперимент со спиралями, различающимися по основаниям, и смог доказать наличие перцептивного научения.
Джером Брунер провел опыт с колечком, доказав нарушение моторной конструкции при любых изменениях положения тела в пространстве.
Поддъяков Александр Николаевич выдвинул ряд концепций:
- о генетической смене трех форм мышления в процессе онтогенеза;
- о том, что ранняя стадия — наглядно-действенная;
- о том, что в процессе взаимодействия предметов свойства делятся на константные и ситуативные.
Ланге Николай Николаевич заключил, что акт восприятия содержит моторный компонент.
Теории перцептивного научения
Любое приобретение новых перцептивных навыков и способностей, обусловленное внешней средой.
Существует две теории перцептивного научения:
- Теория обогащения.
- Теория специфичности.
В первой теории главная роль отводится опыту, а во второй – стимуляции.
Эксперименты по формированию кожной чувствительности
Алексей Николаевич Леонтьев провел эксперимент по формированию неспецифической чувствительности кожи руки к световому раздражителю.
Выводы:
- Показана возможность формирования нового вида чувствительности.
- Установлено, что эта чувствительность формируется в ситуации активного включения испытуемого в ориентировочно-исследовательскую деятельность.
Роль моторного элемента в формировании звуковысотного слуха
Эксперимент А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер и О.В. Овчинниковой.
Процесс восприятия есть процесс уподобления динамики самого процесса свойствам внешнего раздражителя.
В слухе функцию двигательного компонента перцептивного процесса выполняет голосовой аппарат. Таким образом, создано новое моторное звено: движение руки уподоблялось изменению высоты звука.
Формирование перцептивных действий
Александр Владимирович Запорожец выдвинул тезис, что восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера этой деятельности.
Термин «перцептивное научение» понимается разными психологами по-разному, и каждый в своих экспериментах стремился доказать свою точку зрения. Вопрос о том, какая часть восприятия является продуктом научения, до сих пор остается без однозначного ответа.
Вам нужно срочно заказать статью по психологии для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!
Комментарии