Межгосударственные отношения, несмотря на санкции, постоянно вводимые США и рядом европейских стран, с каждым годом расширяются и углубляются. При этом государства участвуют в них и как публичные образования, и как субъекты, приравненные к частным лицам, т.е. как субъекты международного частного права (МЧП).
Иммунитет государства
В международном публичном праве (МПП) в отношении государства всегда действует такое свойство как государственный суверенитет, тогда как в МЧП, в соответствии со ст. 1204 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), государство во многом приравнивается к физическим и юридическим лицам.
Однако и как субъект МЧП частично вышеуказанное свойство оно не утрачивает, т.к. пользуется иммунитетом – в порядке, установленном действующим законодательством.
При этом возможно двоякое проявление иммунитета: во-первых, государство не подчиняется власти другого государства, и во-вторых, оно не осуществляет свою власть в отношении иностранного государства, также являющегося сувереном.
В теории МПП и МЧП сложились две концепции иммунитета государства:
- концепция абсолютного иммунитета, в основе которой заложен постулат «равный над равным власти не имеет» (лат.: «Par in parem non habet jurisdictionem»), предполагающий недоступность одного суверена для воздействия со стороны органов государственной власти и судебной системы другого (т.е., иными словами, - одного государства в отношении другого);
- концепция ограниченного (функционального) иммунитета, допускающая возможность применения положений об иммунитете лишь в тех случаях, когда государство действует как суверен; если же оно участвует в отношениях как участник, приравненный к другим субъектам (в частности – к физическим и юридическим лицам), то положения об иммунитете не подлежат применению.
Видами иммунитетов государства являются юрисдикционный иммунитет (он носит процессуальный характер и включает три разновидности: судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда) и иммунитет собственности государства (т.е. запрещается применять в отношении имущества, расположенного на территории одного государства, но принадлежащего другому, любые меры принуждения: арест, национализацию и т.д.).
По рассматриваемому вопросу 02.12.2004 г. принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, но она еще не вступила в силу. Поэтому регулирование вопросов иммунитета осуществляется нормами Федерального закона «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации». В статье 3 этого Закона указано, что он «не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам», которыми в соответствии с нормами МПП пользуются дипломатические представительства иностранных государств, их главы, правительства и др.
Но, как указал Европейский Суд по правам человека в своем Постановлении от 14.03.2013 г., «если государство (через специально уполномоченные органы) принимает участие в имущественном обороте либо в коммерческой деятельности, то оно рассматривается как иностранное частное лицо и его госсобственность иммунитетом не пользуется». Согласно вышеуказанному Закону, по общему правилу, также не применяется и судебный иммунитет, если государство является стороной споров, возникших из его участия в предпринимательской и иной экономической деятельности; споров, связанных с интеллектуальной собственностью, с эксплуатацией судна (плавсредства) и некоторых других.
Отметим также, что РФ в настоящее время практически осуществила переход от абсолютного иммунитета к ограниченному (функциональному).
Особенности государства как субъекта МЧП
Государство как субъект МЧП отличается от иных субъектов этой отрасти права:
- если физические и юридические лица вне зависимости от места своей временной или постоянной локализации находятся под юрисдикцией своего государства, то государство, даже будучи субъектом МЧП, не перестает быть сувереном (т.е. под чьей-либо юрисдикцией в отношении своей правосубъектности не находится). Отсюда – хотя личным законом граждан и организаций является право их государственной принадлежности, они иногда могут оказаться и под иностранной юрисдикцией (например, при определении их сделкоспособности как элемента правосубъектности), а у государства личным законом всегда считается только собственное материальное право (и оно остается неизменным весь период его существования). Но Россия как государство все же может оказаться под юрисдикцией другого государства: при его участии в конкретном международном частноправовом отношении, к которому применяется иностранное право (например, как сторона внешнеэкономической сделки (ст.ст. 1208-1211 и др. ГК РФ), в виде наследника по завещанию (п. 1 ст. 1224 ГК РФ) и др.);
- от имени РФ как государства в международных частноправовых отношениях могут участвовать 2 группы представителей: органы государства и органы власти субъекта РФ (включая их должностных лиц и торговые представительства); юридические лица и граждане (п.п. 1 и 3 ст. 125 ГК РФ);
- в некоторых отношениях, регулируемых нормами МЧП, государство не участвует (например, в семейных);
- способность государства иметь права и обязанности и осуществлять их определяется им самим, т.е. оно обладает универсальной правоспособностью.
Заказать статью по праву у экспертов биржи Студворк!
Комментарии