Четыре, пять, а то и шесть лет вуза. Бессонные ночи, исписанные тетради, литры выпитого кофе и «корочка» как награда за выносливость. Но куда с ней идти? По специальности или в другую сферу? Эти вопросы задавал себе почти каждый студент. Разбираемся, почему не все люди работают по специальности.
Терпи, студент
Старшеклассники как огня боятся не поступить в вуз: расстраивать родителей или топтать плац не хочется. В то же время не каждый выдерживает испытания студенческой жизни, да и не все поступают на факультет мечты. «Лишь бы бюджет», «не хочу в армию», «куда подруга, туда и я»… В результате – разочарование в специальности. Либо отчисляться, либо терпеть до победного.
Перед выбравшими второй вариант возникает другая проблема – ненужные предметы (о полезных читайте здесь). Вузы стремятся выпустить всесторонне развитых специалистов, загружая их далекими от них дисциплинами. И если историю и философию изучают везде, то зачем, например, студенту-рекламщику русистика или религиоведение?
В итоге доходит до абсурда: будущие учителя изучают методику преподавания – ключевой предмет! – поверхностно, в течение одного-двух семестров. А что взамен? Естественнонаучная картина мира, она же – страх гуманитария: смесь физики, астрономии и философии.
Часть преподавателей «непрофильных» дисциплин понимает их ненужность, но учебный план есть учебный план.
По течению или против него
Допустим, на бюджет ненавистного мехмата ты поступил, испытание культурологиями–социологиями прошел и долгожданный диплом получил. Добро пожаловать в мир поиска работы, собеседований и отказов! Ну или не отказов, если повезет. В шутке про «23-летнего специалиста с 30-летним стажем» есть доля правды. Во время учебы подработку по специальности найти трудно, поэтому студенты идут в официанты или продавцы-консультанты.
Но и выпускнику не каждый работодатель готов дать шанс. Вдвойне сложнее тем, кто осознанно меняет профиль – хорошо, если небольшой опыт в другой сфере уже есть. Педагогические и медицинские вузы стремятся трудоустроить выпускников, в том числе добровольно-принудительно, по специальности: карьера начнется с самого низа, но на отсутствие опыта работы смотреть не будут.
Цифры
Один из рекрутинговых ресурсов провел опрос, показавший, что только 21% респондентов всегда работали по специальности. Остальным 79% полученная специальность пригодилась разве что для галочки либо на полочке. Столь низкий процент людей, работающих по профессии, ставит под сомнение значимость, а порой и необходимость получения высшего образования.
По специальности или в другую сферу? Решать самому студенту, трезво оценивая свои «могу» и «хочу» и сравнивая их с рыночным «надо».
Комментарии 3
вот у меня прямо сегодня случилось... Выполнял онлайн. Посредник спрашивает "не слишком сложные задания по математике для гуманитарного ВУЗа?". Я отвечаю: "Решать такие задания можно научить детей с синдромом Дауна (угол между векторами, объем симплекса, и т.д.). Было бы желание и мотивация". Он на это: "Ну, когда специальность начнется -- законодательство и т.д., он зубрить будет, в полиции хочет работать, там платят хорошо. "
Вот этот точно "по специальности" будет работать.
Я для юридического ВУЗа достаточно сложные статистические расчёты выполняла. Считается, что работники правоохранительных органов должны владеть методами математической статистики для успешной работы. Так что математика им нужна.