Наша система образования за последние годы явно тяготеет к стандартизации. ЕГЭ в школе, балльно-рейтинговая система в вузе. Скоро студентов можно будет заменить роботами, которые вместо них будут ходить на занятия, ставить галочки в нужных местах и машинально набирать баллы.
БРС, она же болонская система, позаимствована у Европы. Разберемся вместе, в чем ее суть и как она приживается у нас.
Что это?
Это принцип оценивания качества овладения образовательной программы учащимся. Оценка дается в сравнении с показателями других студентов. Вместо привычной в школе «тройки» грань между 51 и 69 баллами, «четверки» – между 70 и 85, «пятерку» ставят от 86.
Здесь нет привычного оценивания учащихся по пятибалльной системе. Ее сменяет сумма баллов, заработанная в течение семестра. Заветные единицы капают за работу на парах, присутствие на занятиях, запись лекций, конспектирование работ и т.д. В конце курса все цифровые показатели суммируют и добавляют к баллам, полученным студентом на самом экзамене.
Чем хороша БРС?
Все получают по заслугам
Важным требованием, которое предъявляется к оцениваю работы студента, является объективность. В традиционной системе она проявляется не лучшим образом. При БРС ситуация не будет зависеть от настроения преподавателя, а студент перестанет бояться экзамена, набирая к нему баллы заранее.
Студенты ходят на занятия и отвечают
У них появляется стимул стабильно ходить на парах, активном участии в обсуждении вопросов. Прогулять пару лишний раз уже не захочется, каждый балл на вес золота. Также может исчезнуть вредная студенческая привычка – готовиться к экзамену в последний момент. Теперь появляется шанс избежать «судного часа», заранее получив необходимую сумму зачетных единиц. Должным образом поработал по ходу полугодия – на сам экзамен не приходи. Правило, которое уже успело полюбиться учащимся.
Расширяет границы
Приобщение к болонской системе дает возможность студентам быть мобильными.
Например, поступить в отечественный вуз, а через год уехать в иностранный и окончить именно его. Увы, мало учащихся могут воспользоваться этим и уехать за рубеж. Причинами становятся финансы, адаптация и другие факторы.
В чем подвох?
Не всех оценивают объективно
Система существенно усложняет жизнь тем, кто хорошо владеет предметом, но по определенным причинам не в силах ходить на пары (по состоянию здоровья, дополнительно работают) или не активны во время занятий (из-за стеснительности и склада характера). Они приходят на экзамен хорошо подготовленными самостоятельно, но не получают высокую оценку, так как у них недостаточно баллов.
Все предметы под одну гребенку
Часть дисциплин невелики по объему материала или обладают небольшим количеством учебных часов. В итоге студенты не могут вовремя набрать баллы, требуемые для зачета или экзамена.
Как правило, по подобным дисциплинам принимается элементарный зачет, для получения которого достаточно набрать 56 зачетных единиц. Но не всегда все идет по плану и правилам.
Преподаватели страдают от БРС
На их плечи сваливается немало дополнительных обязанностей: составление балльных рейтингов, проверочные работы или тесты, которые нужно проводить трижды за полугодие. На Западе всей рутинно-статистической составляющей занимаются специальный технический персонал – тьюторы. Наш преподавательский состав выполняет все задачи в одиночку, без дополнительной оплаты.
При анализе всех «за» и «против» важно лишь одно – чтобы гонка за баллами не убила тягу молодых людей к получению самих знаний.
Комментарии