Концепция представляет собой конкретную систему взглядов на что-то, основная суть которой выявляет цель, задачи и способы разрешения.
Воспитание включает в себя процесс формирования личности, имеющий целенаправленный и управляемый характер.
Базисом каждой системы воспитания выступают основные философские теории и положения. На зарубежную философию огромное воздействие оказывали самые различные направления философии, к примеру, прагматизм или бихевиоризм.
Основные зарубежные концепции воспитания и развития детей
В настоящее время существует большое количество зарубежных концепций воспитания. Рассмотрим основные из них.
-
Компенсаторное воспитание. Оно включает в себя создание, и последующее внедрение в процесс педагогического воспитания интеграционных программ. Данные программы берут во внимание специфику развития каждого ребёнка, возможности их возраста, а также существующие потребности. С их помощью дети, могут принимать активное участие в организованном воспитательном и образовательном процессе. В рамках данного воспитания происходит разделение детей на группы и классы. Это происходит в зависимости от степени их развития.
-
Воспитание, которое нацелено на формирование самостоятельной познавательной активности. В рамках этого предусматривается смещение акцента на «обучении обучению». Главной целью педагога выступает становление у детей определенных навыков, а именно самообучения, самовоспитания и саморазвития.
3.** Осуществление активного взаимодействия с родителями воспитанников, по вопросам, напрямую связанным с воспитанием и развитием детей.** Это происходит на каждой стадии образования. Для этого нужна организация специальных центров, основной целью которых станет максимальное раскрытие воспитательного потенциала, имеющегося у родителей.
-
Применение инновационного метода под названием «Хай скоуп». Он был разработан еще в 90-е годы в США. Он направлен на то, чтобы воспитать у ребенка чувство ответственности и свободы. Это происходит с помощью организации самых различных форм деятельности и взаимодействия с взрослыми.
-
Применение метода проектирования в рамках самообучения. Сюда относится самостоятельная деятельность ребенка над определенной темой или проблемой. В рамках этого основная цель педагога состоит в оказании необходимой помощи, при этом важно направлять детей и руководить всем процессом.
-
Концепция свободного воспитания. Данная концепция подразумевает под собой спонтанное (природное) развитие ребенка. Взрослому необходимо создавать ситуации, которые будут позволять ребенку развиваться согласно с его возможностями и потребностями.
Таким образом, главной целью современной зарубежной педагогики является обучение умению получать знания, пользуясь разнообразными способами передачи информации.
Технократическая педагогика
Представители технократической педагогики следуют из того, что целью воспитательной системы школы и общества выступает развитие «функционального» человека-исполнителя, который будет полностью адаптирован к жизни в общественной системе. При этом он должен быть полностью подготовлен к исполнению определенных социальных ролей. В рамках технократической педагогики воспитание базируется на научной основе рационального характера.
Создателем технократической педагогики является Б. Скиннер. По его мнению, процесс развития личности необходимо строго направлять, управлять, воспроизводить. Он основан на научных достижениях. Его результатами являются проектируемые результаты.
Реакции личности – это поведение, поступки в ответ на стимулы (различные жизненные ситуации), окружающая среда дает подкрепление. Поведенческая деятельность человека носит реактивный характер, сводится к механическим, биологическим реакциям организма на внешние раздражители.
Воспитание следует строить на рациональной научной основе, что означает по возможности технологизировать формирование нужных знаний и качеств личности. Это делают, опираясь на научные разработки в кибернетике, психологии, социологии, психотерапии.
Основным методом воздействия является психотропный. Это внушение, использование фармакологических препаратов, программирование поведения людей.
Достоинства технократической педагогики. Модификация поведения сводится к манипулированию личностью, пренебрежению ее всесторонним развитием, служит внешней адаптацией, не апеллируя к собственной воле и свободе, формирование человека-исполнителя.
Минусы – опасность подавить личность.
Заказать статью по педагогике у экспертов биржи Студворк!
Комментарии