В процессе, при котором педагоги или родители занимаются осуществлением своих воспитательных функций, разрешают определенные педагогические сложности и задачи, проводят работу воспитательной направленности, вследствие чего они зачастую вынуждены думать о методах воспитания.
Понятие о методах воспитания
В достаточно непростом педагогическом процессе каждый педагог постоянно разрешает большое количество целей воспитания, которые в свою очередь являются целями общественного управления, поскольку они нацелены на гармоничное развитие личности. Такого рода задачи включают в себя большое количество неизвестных, непростых и вариативных исходных данных и решений. Для того, чтобы провести прогноз искомого итога и принятия верных решений, педагогу целесообразно на профессиональном уровне владеть основными методами воспитания.
Методы воспитания приставляют собой конкретные средства взаимодействия педагогов и учащихся для разрешения поставленных задач образовательного и воспитательного характера. Такого рода взаимодействие не паритетное, а с направляющей ролью учителя.
Традиционно методы воспитания разделяются на составные компоненты, которые получили название методические приемы. Данные приемы обладают частным, подчиненным характером относительно к методу.
Важно отметить и то, что они не имеют собственной педагогической задачи, а полностью подчинены задаче данного метода. Методические приемы можно применять в самых разнообразных методах и наоборот. Вследствие этого, метод содержит в себе несколько приемов. Приемы задают особенности методов работы педагога, а также наделяют индивидуальностью манеру его деятельности.
Во взаимодействии с методическими приемами и методами, находятся средства воспитания, принять которые целесообразно в единство. К средствам воспитания принято относить разнообразные формы деятельности, а также совокупность предметов культуры, которые можно привлекать для осуществления педагогической деятельности.
Классификация общих методов и форм воспитания
В настоящее время существует достаточно большой научный фонд, благодаря которому можно раскрыть специфику и законы функционирования методов воспитания. При помощи их классификации можно выделить единое и специфическое, значимое и случайное, практическое и теоретическое.
Компонентами системы единых методов воспитания выступают следующие:
- способы развития личностного сознания, сюда входит рассказ, беседа;
- способы становления опыта, осуществления организации работы и общественного поведения. В качестве примера отметим инструктаж;
- средства осуществления мотивации, стимулирования деятельности и поведения личности. Это могут быть различные игры и диспуты;
- средства осуществления контроля, самооценки и самоконтроля.
Важно отметить то, что в педагогическом процессе методы воспитания представлены в достаточно не простом и при этом противоречивом единстве. Главная роль в данном случае отведена как логике отдельных средств, так и высокоорганизованной системе.
Взаимодействие самых разнообразных методов важно применять рационально. Успех использования методов находится в прямой зависимости от общественных условий, авторитета педагога.
В процессе выбора необходимо брать в учет некоторые моменты:
- направление процесса воспитания;
- уровень формирования учеников;
- уровень зрелости группы, где происходит реализация воспитательного процесса;
- индивидуальная специфика детей.
Формы воспитания представляют собой определенные варианты организации процесса воспитания. В нем в свою очередь объединены и сочетаются цель, задачи, критерии и приемы воспитания. Существует большое количество форм воспитания. Они отличаются между собой по конкретным признакам.
Виды форм воспитания: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, прогулки, обучающие занятия и многое другое.
Статья по педагогике на заказ от проверенных исполнителей!
Комментарии