В настоящее время педагогическая теория рассматривает образование в качестве определенного процесса осуществления культурной идентификации. В данном случае именно в педагогической теории наиболее значимым является изучение педагогической деятельности и педагогического мастерства.
Имея навыки педагогического мастерства, владея педагогической спецификой, каждый педагог сможет самостоятельно проводить анализ педагогических явлений, делить их на главные компоненты, более тщательно осмысливать каждую часть, верно диагностировать явление, а также находить главную педагогическую цель и средства ее оптимального разрешения.
Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность представляет собой некую область деятельности, нацеленная на то, чтобы передать новому поколению человечества опыта, полученного от предыдущего поколения. Педагогическая деятельность также подразумевает под собой процесс управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, а также развития его как личности.
Что касается структуры, то это большое количество внутренних связей, строений, включая внутреннее устройство объекта.
В структуре педагогической деятельности традиционно принято выделять три компонента, которые взаимодействуют между собой:
- конструктивный;
- организаторский;
- коммуникативный.
Конструктивный компонент педагогической деятельности представлен следующими моментами:
- поиск учебного материала, планирование и выстраивание педагогического процесса;
- разработка плана, как собственных действий, так и действий учеников;
- проект учебной и материальной базы педагогического процесса.
Конструктивный компонент – главный. Это связано с тем, что он находится в основе деятельности каждого педагога. В процессе осуществления своей конструктивной деятельности педагог опирается на образовательные программы.
Организаторский компонент включает в себя исполнение определенной системы действий, которые нацелены на вхождение учеников в самые разнообразные формы деятельности, а также организацию совместной деятельности.
Коммуникативный компонент педагогической деятельности – это определение педагогически целесообразных взаимодействий педагога с воспитанниками, остальными педагогами школы, а также с родителями.
По мнению специалистов в данной области, представленные выше компоненты целесообразно относить к общетрудовым, другими словами к тем, что находят свое проявление в любой деятельности.
Таким образом, в сложившейся структуре педагогической деятельности принято выделять три основных компонента, все они полностью показывают её особенности и обеспечивают полноценное осуществление главных задач обучения.
Структура педагогического мастерства
Педагогическое мастерство находит свое выражение в профессиональной работе каждого педагога. В результате этого, его можно достаточно часто исследуют в качестве частного варианта профессионального мастерства. Традиционно профессиональное мастерство проявляется и в профессиональной деятельности личности. Отдельно от личности существовать оно не может.
Педагогическое мастерство включает в себя целый список свойств личности, которые обеспечивают наиболее высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
Структура педагогического мастерства включает в себя следующие элементы: цель, объект, субъект, цели. Далее рассмотрим их более подробно.
Цели деятельности педагога выявляются самим обществом, другими словами, педагог не является свободным в выборе результатов собственного труда. Все его действия важно направить на то, чтобы воспитать личности школьника. Важно отметить то, что любая цель педагогической деятельности всегда является общественно заданной.
Объектом педагогического труда является человек. Особенность объекта педагогической деятельности состоит в следующих моментах:
- объект педагогической деятельности одновременно может быть и ее субъектом ее;
- педагог постоянно имеет дело меняющимся, растущим человеком, в итоге чего к нему нельзя применять шаблонные подходы;
- помимо педагога, на ребенка определенное воздействие оказывает вся окружающая его жизнь. В рамках этого труд педагога включает в себя корректировку его каждого воздействия.
Субъект – это тот, кто оказывает влияние на воспитанника. Это может быть педагог, родители, коллектив. Главным воспитателем будет являться тот, кто сможет осуществить положительное нравственное влияние на личность.
Помимо всего вышесказанного важно отметить и то, что педагогическое мастерство является системой самоорганизующей направленности. В ней системообразующим фактором является гуманистическая направленность. С ее помощью и происходит создание педагогического процесса. Базисом становления профессионального мастерства педагога является основательность, а также осмысленность каждого действия.
Педагогические способности являются главными условиями развития педагогического мастерства, обеспечивающие быстроту его совершенствования.
Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по педагогике по низкой цене!
Комментарии