Профессия педагога является одной из наиболее древних. Освоение прочих профессий происходит в процессе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. При этом важность передачи накопленного опыта новым поколениям, их подготовки к жизни и труду смогло привести к тому, что обучение и воспитание достаточно рано отделились в обособленную функцию.
Сегодня каждая профессиональная деятельность подразумевает под собой соответствие конкретным требованиям тех, кто ею занимается. В данном контексте можно выделить и различные общепринятые требования, основными среди которых является наличие высокого уровня мастерства, который традиционно предъявляется к представителям различных профессий.
Понятие профессионального самосознания педагога
Профессиональное педагогическое самосознание представляет собой процесс осознания педагогом себя в качестве личности и основного объекта профессиональной деятельности.
Профессиональное самосознание педагога имеет свою структуру, которая выглядит следующим образом.
Во-первых, это постижение педагогом норм, правил, а также моделей собственной профессии, которые в свою очередь являются образцами для осознания своих качеств. В процессе этого происходит формирование основ профессионального мировоззрения. В случае, когда педагог будет не знать того, как ему необходимо выстраивать свое взаимодействие с окружающими, то ему будет не просто оценить себя. На основании единой образованности создается профессиональное «кредо» каждого педагога, его собственная теория учительского труда, из которого он будет исходить в дальнейшем профессиональном поведении.
Во-вторых, это осознание данных качеств у остальных. Наряду с этим, сюда входит и сравнение себя с профессионалом средней квалификации.
В-третьих, это непосредственный учет оценки себя как профессионала, но только со стороны других людей. Это могут быть другие педагоги.
В-четвертых, самооценивание педагогом своих отдельных сторон, где принято выделять некоторые основания:
- принятие своей педагогической деятельности;
- эмоциональное отношение и оценка педагогом своей специфики;
- способность к действиям на основании самосознания.
Таким образом, на процесс формирования профессионального самосознания педагога оказывают влияние определенные факторы. Это могут быть ожидания и оценочные суждения представителей общественного окружения – ученики, коллеги по работе. Также сюда необходимо отнести и мотивационные и ценностные ориентации, которые исходят именно от самого себя как профессионала.
Пути изменения профессионального самосознания педагога
В соответствии с теорией педагога Л.М. Митина, существует два пути изменения профессионального самосознания педагога:
- деструктивный;
- конструктивный.
Деструктивный путь подразумевает под собой низкое самосознание. В данном случае педагог очень сильно озабочен собой, впечатлением, которое он производит на окружающих, он имеет слабую Я-концепцию. Исходя из этого основным направлением профессионального изменения станет адаптация, то есть самоприспособление. Педагог старается подчинить собственную профессиональную деятельность обстоятельствам внешней направленности. Он следует достаточно жесткому ролевому поведению, беспрекословно исполняет общественные требования, ожидания и нормы. Наряду с этим он может подчинять поведение учеников, родителей и многих других своим интересам. В своем поведении он руководствуется наработанными ранее шаблонами разрешения педагогических ситуаций.
Психологическими особенностями педагога являются следующие:
- полное отсутствие чувства юмора;
- привычка воспитывать, а также оценивать собеседника;
- достаточно часто самоутвердиться за его счет.
В результате деструктивного изменения самосознания могут возникнуть самые различные профессиональные деформации личности, синдром эмоционального выгорания и т.д.
Что касается конструктивного способа изменения профессионального самосознания педагога, то оно включает в себя самосовершенствование.
Это процесс активного изменения самого себя, а также окружающей действительности.
В данном случае педагог полностью понимает и принимает сложности, противоречия, существующие в педагогическом процессе, а также собственное несовершенство. Но в сравнении с деструктивным способом, он наоборот, не реагирует на трудности со страхом, а рассматривает их в качестве стимула для будущего самоизменения.
Таким образом, основным психологическим механизмом саморазвития каждого педагога является внутренняя активность личности, полностью связанная с изменением своего внутреннего мира в направлении самореализации.
Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по педагогике по низкой цене!
Комментарии