Теория поэтапного формирования умственных действий

Содержание

  1. 1. Основные идеи теории поэтапного формирования умственных действий
  2. 2. Применение теории поэтапного формирования умственных действий

Главным направлением формирования всего образовательного процесса является объединение образовательных систем, которое базируется на создании общего подхода к обязательной передаче опыта, а также единых ценностных направлений. При этом образование базируется на различных теориях, концепциях и методиках, которые уже были открыты ранее, и на тех, которые только открываются. Одной из теорий, где наиболее детально разработаны положения относительно механизмов и условиях сложных многоплановых изменений, которые полностью связаны с образованием, является теория поэтапного формирования умственных действий.

Основные идеи теории поэтапного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования умственных действий является одной из наиболее известных теорий, существовавших в советской и российской педагогической психологии. Ее создателем является Петр Яковлевич Гальперин.
В соответствии с данной теорией, умственные действия представляют собой результат изменения внешнего материального действия во внутреннее. Наряду с этим, это итог перемещения внешнего действия в план восприятия, представлений и понятий.

Гальперин делал акцент на том, что каждое умственное действие, традиционно наступает после определенной внешней деятельности.

Существуют два компонента осваиваемого предметного действия:

  • его понимание;
  • умение его выполнения.

Не менее важное значение им было отведено ориентировочной части. Главное условие формирования действий – это ориентировочная основа действия (сокращенно – ООД). Это определенная система ориентиров и указаний, информации о каждом элементе действия.

Классификация ООД традиционно производится в соответствии со следующими критериями:

  • уровень ее полноты, это наличие информации о каждом компоненте действия: предмете, средствах и т.д.;
  • мера обобщенности – это широта класса объектов, к которым может быть применено данное действие;
  • средство приобретения.

Поэтапное формирование умственных действий базируется на следующих утверждениях:

  1. Для того чтобы исполнить какое-либо действие, изначально необходимо сориентировать субъект, который в свою очередь будет осуществлять его исполнение.
  2. Исполнение действия происходит при помощи использования средств, которые в свою очередь составляют инструментарий психической деятельности.

Таким образом, использование данной теории обладает важным практическим значением. Его суть состоит в том, что по ходу осуществления познавательной и учебной деятельности, формирование понятий осуществляется при помощи непроизвольного запоминания, запоминания в действии, исключающего предварительное теоретическое заучивание информации.

Применение теории поэтапного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования умственных действий достаточно активно используется его последователями как некий базис для создания наибольшего числа программ обучения. Наряду с этим она применяется в практике на каждом уровне образования. С ее помощью можно совершенно по-другому подойти к разрешению таких практических сложностей, как проблемы психодиагностики и программированного обучения.

На основании данной теории можно выстроить совершенно иную дидактическую систему. Это связано с тем, что она позволяет управлять процессом усвоения, при этом находить отклонения в этом процессе и заранее ликвидировать их, увеличить возрастные возможности усвоения научных знаний, вследствие чего полностью изменить процесс интеллектуального развития.

В настоящее время теория активно используется в образовании, не смотря на то, что П.Я. Гальперин не занимался теорией учения и не ставил своей главной задачей формирование деятельностного подхода. Все же он смог заложить его основы.

Деятельностный подход является основой развивающего обучения. Учитывая, что современное образование перестраивается из традиционного обучение в развивающее, можно смело говорить, что теория П.Я. Гальперина, пусть не в чистом виде, но активно применяется и будет применяться в образовании.

Не знаете, где заказать написание статьи по педагогике на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир