Гуманизация в образовательной системе, приобрела характер одного из базовых принципов развития в российском образовании. Человек как личность, реализация его интересов и способностей признана в России как высшая ценность не только в любой политике, но и в образовании. Новая концепция гуманистической парадигмы в образовании имеет не только сторонников, но и противников, которые считают, что гуманистическая педагогика имеет размытые нравственные идеалы, это люди занятые только собой и неспособны функционировать в современном обществе. Концепция модернизации российского образования поставила перед образовательной школой многие задачи, одна из которых – формировать целостную систему универсальных навыков, знаний и умений, личную ответственность у обучающихся.
Понятие развивающего обучения
Проблемой развивающего обучения занимались многие отечественные педагоги, к ним можно отнести С.Л. Выготского, который рассмотрел проблему соотношения обучения и развития.
Ученый доказал, что обучение школьников определяет и сам характер личностного психологического развития. Данная теория стала основой для разработки разнообразных подходов к проблеме развивающего обучения в отечественной теории.
Отечественные ученые М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в своей теории опирались на содержание и методы обучения и рассматривали развивающее обучение в диалектическом единстве. Ученые подчеркнули, что развивающее обучение, которое включено в содержание отечественного образования, необходимо рассматривать как творческую деятельность и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Усвоение которых достигается использованием исследовательских, эвристических и проблемных методов обучения, создающих предпосылки для развития ученика как субъекта учения.
Понятие «развивающее обучение» не действенно до тех пор, пока оно не наполнено описанием конкретных условий своей реализации в соответствии с показателями, к примеру:
- каковы главные психологические новообразования данного возраста, которые возникают, формируются и развиваются в этом возрастном периоде;
- что является ведущей деятельностью в данный период, который определяет формирование и развитие новообразований;
- какого содержание, способы для осуществления конкретного вида деятельности, как она развивается стихийно или целенаправленно;
- какова взаимосвязь с другими видами деятельности;
- какая была использована система, технология, методика, по которой определяется уровень развития появившихся новообразований;
- и, последнее, какой характер связей всех уровней организации ведущей деятельности имеет взаимосвязь с другими видами деятельности.
Только тогда, когда все показатели наполнены содержанием, педагог способен перейти к оперированию собственно понятием развивающее обучения, которое может быть применительно к определенному возрастному периоду. В данном случае, использовать при этом реальные средства обучения, с помощью которых педагог способен осуществить организацию ведущей деятельности, которая способствует развитию соответствующих психологических новообразований.
В педагогическую практику термин развивающее обучение ввел В.В. Давыдов и под таким обучением ученый понимал новый, активный и деятельностный способ.
В данном случае новый способ сменил старый, объяснительно-иллюстративный способ обучения. Такой подход основан на формировании у школьников механизмов мышления, но не на эксплуатации памяти, как было принято ранее. В данном случае школьники должны овладеть мыслительными операциями, с помощью которых они усваивают знания и оперируют ими. Развивающее обучение – такое обучение, с помощью которого используются методы и формы, основанные на закономерности развития личности.
Таким образом, школьник превратился из объекта педагогического воздействия, в субъект познавательной деятельности. В этом случае учебный процесс должен быть построен так, чтобы школьник смог переживать весь познавательный цикл деятельности и осваивать его в единстве теоретического и эмпирического познания.
Взаимоотношения между участниками учебного процесса должны быть построены:
- на основе партнерских отношений между учеником и учителем;
- на основе делового сотрудничества;
- на основе коллективно-распределительной деятельности учащийся-учащийся, необходимым условием является только диалог.
Таким образом, современный подход к развивающему обучению ставит перед собой цель – формирование индивидуальности и становление личности человека как добросовестного гражданина, который способен решать поставленные задачи на благо общества, свои личные проблемы. Это не только современные требования к российской школе, это требования российского современного общества. И педагогика для достижения подавленных перед ней целей стала применять современные подходы для организации процесса обучения. Рассмотрим их подробно.
Личностно-ориентированный подход
Личностно-ориентированный подход в преподавании представляет собой концентрированное внимание педагога на целостность личности человека. Педагог обязан заботиться не только о развитии умственных способностей, интеллекта, но и воспитывать ответственность, гражданственность, духовность, творческие, эмоциональные и эстетические качества с потенциалом для дальнейшего развития.
Личностное ориентированное образование имеет свои цели:
- создание условий для всестороннего, и полноценного развития всех функций индивидуума;
- развивать способность личности к выбору;
- развивать умение оценить свои поступки, жизнь, рефлексию;
- развивать способность в поиске смысла жизни;
- развивать творческий потенциал;
- формировать ответственность образа «Я», в соответствии с утверждением «Я отвечаю за все»;
- развивать личностную автономность (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
В данном случае ученик является главным лицом всего образовательного процесса, а педагог – источник информации, контролер, диагност и помощник для развития личности школьника. Данный учебный процесс предполагает наличие руководства по принципу: «помоги мне выполнить это самому».
Системный подход
Многие ученые считают эффективеным системный подход, который реализуется через:
- интеграцию различных форм воспитания и обучения школьников на всех этапах становления, развития их личности в дошкольных учреждениях, школ всех типов, внешкольные учреждения;
- интеграцию через различные предметы и виды искусств на всех стадиях развития детей, учитывая их способности и возраст;
- взаимодействие обязательных и факультативных форм обучения;
- тесное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса, педагогов, родителей и детей.
Деятельностный подход
Деятельностный подход используется для раскрытия в детях творческого потенциала. В данном подходе основным считается постепенное развитие особого дара, который будет протекать от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. Стоит также отметить, что только дифференцированный подход к воспитанию и обучению детей сегодня наиболее разработан в отечественной науке и практике.
К основным видам деятельности относятся:
- практическая;
- теоретическая;
- познавательная;
- коммуникативная;
- художественно-эстетическая
- духовно-ценностная.
Если говорить о сферах психики, то они могут представляться как интеллектуальная, эмоциональная и мотивационно-волевая. Каждая из сфер имеет свои уровни психической организации. Если это интеллектуальная сфера, то ее могут различать сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. Эмоциональная сфера – это уровни, которые отражают эмоциональное реагирование и переживание. Мотивационно-волевая сфера – это уровни побуждения, постановка целей и смыслорождение.
Познавательная деятельность может выражаться в различных видах деятельности, как в естественных, так и в гуманитарных науках, включая интеллектуальные игры. Но особая роль во всех подходах отводится педагогу, тому, кто может направить, подсказать.
Системно-деятельностный подход представляет собой учебный процесс, в котором главное место занимает ученик и в максимальной степени развивает свои потенциальные возможности в самостоятельной познавательной деятельности. Позиция школьника: «я познаю мир в созданных для меня условиях». Позиция педагога – обращение к классу с вопросом, но не с ответом (навыки, умения и готовые знания).
Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием его личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
Интерактивный подход
Интерактивный подход представляет собой тип деятельности, связанный с изучением нового материала и с использованием интерактивного урока. Основой такого урока являются интерактивные задания и упражнения, которые выполняются самими учениками.
Разница между интерактивными заданиями и упражнениями в том, что задания направлены в основном на изучение нового материала и закрепление уже пройденного. В современной педагогике огромный арсенал современных интерактивных подходов, это могут быть:
- групповые обучающие игры, имитации, ролевые, деловые, образовательные и пр.;
- творческие задания;
- проекты, познавательные умения, связаны с восприятие, запоминанием, поиском и обработкой информации, с помощью которых приобретаются самостоятельные знания.
Примером таких навыков может быть наблюдение, эксперимент или работа с учебным материалом;
- инсценировки, спектакли, газеты, выставки разминки и многое другое;
- аудио и видеоматериалы;
- работа с наглядными пособиями;
- дискуссии, дебаты, круглые столы, викторины и пр.
Проблемный подход
Проблемный подход ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей:
- управлять формированием личностных качеств нельзя;
- можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств.
Проблемный подход помогает решать проблему источников современного общего образования, но решить проблему не имея личного опыта сложно, однако данный подход развивает способность у школьников самостоятельно решать проблемы. Для решения проблем и развития творчества может быть использована проектная деятельность, которая выводит школьников за рамки школьного обучения.
Понятно, что развить у обучаемых способность к самостоятельному решению проблем можно лишь на основе формирования опыта решения этих проблем. Но школьного обучения для этого недостаточно. Оно может дать преимущественно опыт решения познавательных проблем, но и в этом случае какая-то часть трудностей, значимых для учащихся, может оказаться вне рамок школьного обучения.
Коммуникативный подход
Концепция коммуникативного подхода в обучении представляет собой ориентированное обучение. Впервые обосновала коммуникативный подход к обучению И.А. Замняя, после чего И.Л. Бим в своей работе разработал практическую реализацию метода и предложит целый ряд интенсивных методов. Коммуникативный подход – это развивающее обучение, которое осуществляется посредством развития речевой деятельности. С помощью речи учащиеся пытаются решить воображаемые или вполне реальные задачи. Это означат, что в центре обучения находится ученик, и он является субъектом учебной деятельности. Система обучения субъекта в данном случае максимально учитывает все индивидуальные, возрастные, психологические, личные интересы и национальные особенности. Коммуникативный подход развивает речевую деятельность ученика, такие виды, как говорение, письмо, слушание, перевод. В данном подходе реализуются все основные требования к современному и развивающему обучению, такие как:
- использование задания;
- коммуникативное поведение педагога на уроке;
- воссоздание ситуаций общения, которые предполагают выполнение учебных действий и общение реальной жизни в рамках подобных ситуаций;
- вместе с этим, одновременно происходит усвоение грамматической формы и всех ее функций в речевом виде;
- учитываются и индивидуальные особенности обучаемых школьников.
Конечной целью коммуникативного подхода является не только формирование, но и дальнейшее развитие коммуникативных компетенций, то есть ученик развивает свои способности и готовность к речевому общению.
Компетентностный подход
Цель или результат образования с позиции компетентностного подхода в образовании – это ожидаемые результаты, но как понимать сущность ожидаемого результата? Известно, что традиционный подход в образовательной цели понимается как личностные новообразования, которые были сформулированы школьниками. В то же время определение образовательных целей, если описать личностные новообразования учащихся, могут вступать в противоречие с новыми социальными ожиданиями.
Традиционный подход
Традиционный подход ориентирован на сохранение экстенсивного пути развития школы. Он предполагает, что чем большие знания приобрел обучаемый, тем и выше уровень его образования. В то же время уровень образованности с позиции современности определяется иным критерием, уровнем энциклопедических знаний, а компетентностный подход в образовании – это способность решать задачи и проблемы на основе полученных знаний любой сложности. Новый подход акцентирует свое внимание на умении использовать полученные знания выпускниками в практическом применении и не отрицает значения полученных знаний. Как цель образования, такой подход отражает и личностный потенциал роста, и перспективу новых возможностей учеников. При традиционном подходе именно цели образования моделируют результат и легко описываются при ответе на вопрос, что нового узнает обучаемый за время учебы в школе? При компетентностном подходе необходимо поставить иной вопрос – чему научится за годы учебы в школе ученик?
Таким образом, и в первом, и во втором варианте конечным результатом образования рассматривается развитие не только личностных качеств, но и уровень сформированности системы ценностей, и это, прежде всего нравственный потенциал. Если рассмотреть компетентностный подход как результат образовательной деятельности, то на первое место становится формирование ключевых компетентностей. Такой подход к определению в школьном образовании целей можно отнести к ожиданиям учителей и учеников, это понимается как описание возможностей, которые могут быть получены в результате образовательной деятельности.
Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по педагогике недорого!
Комментарии