Отечественная педагогика. Идеи П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского

Содержание

  1. 1. Педагогическая наука эпохи социализма
  2. 2. Педагогика или педология? Идеи П.П.Блонского
  3. 3. Новый человек А.С. Макаренко
  4. 4. Как воспитывать настоящего человека? Новаторские идеи В.А. Сухомлинского
  5. 5. Тест по теме “Отечественная педагогика”

Педагогическая наука эпохи социализма

Думаю, что нет необходимости объяснять читателю, что из себя представляет педагогическая наука, какие цели и задачи она ставит. Наверняка, читатель в общих чертах знаком с постулатами данной науки и хочет углубить свои знания в данной области и узнать о становлении педагогических идей в нашей стране.

Становление педагогики в Советском Союзе – это достаточно длительный этап развития педагогической теории и практики, который начался сразу после революции 1917 года.
В литературе, посвященной истории развития и становления советской педагогики, принято выделять три этапа развития:

  • Первый этап: 1917 – начало 1930-х гг.;
  • Второй этап: 1930 – 1940-е гг.;
  • Третий этап: вторая половина 1940-х – начало 1990-х.

Начиная с первых годов существования Советского государства, образование стало реформироваться достаточно радикально. В 1917 году создается Народный комиссариат просвещения РСФСР (Норкомпрос), председателем которого становится А.В.Луначарский (1975-1933 гг.). Наркомпрос становится главным управляющим органом в области образования, науки и культуры.

Государство поставило перед педагогами глобальные цели, а именно воспитать человека новой формации, нового мировоззрения.

Н.К. Крупская (1869-1936 гг.), которая стояла у истоков советской педагогики, в своей статье «Воспитание подрастающего поколения в коммунистическом духе – важнейшая задача» (1935 г.), отмечает, что «советская школа должна организовать воспитание всего подрастающего поколения в духе коммунизма, должна вооружить молодежь прочными знаниями, научить ставить эти знания на службу социалистическому строительству, связывать теорию с практикой».

Советское понимание педагогики основывается на том, что это не просто наука о воспитании и обучении подрастающего поколения, но один из важнейших участков в классовой борьбе, инструмент, с помощью которого можно воспитать человека нового типа.

Сейчас, в XXI можно сказать, что частично социалистической эпохи удалось воспитать нового человека. Новизна такого человека определяется целым рядом параметров, которые целенаправленно культивировались в подрастающем поколении. Такой человек в идеале: трудолюбив, интернационалист, активно борется за построение коммунистического общества, в нем нет индивидуализма, он атеист и т.д.

При всей своей ярко выраженной государственной линии педагогика в эпоху строительства социализма не всегда была единой и монолитной, в ней возникали достаточно серьезные противоречия. Самым интересным и неоднозначным остается педологическая линия в Советском Союзе.

Педагогика или педология? Идеи П.П.Блонского

Людям, которые увлекаются педагогикой и работают в системе образования наверняка знаком такой термин, как «педология». Существует множество различных трактовок данного понятия, обобщая которые можно дать четкое определение.

Педология

Это течение в педагогической мысли, которое пытается обобщить психологические, анатомо-физиологические и социальные подходы к изучению развития личности ребенка.

Как отдельное течение педология оформилась в конце XIX – начале XX века и быстро завоевала популярность на Западе. В нашей стране педологические идеи развивали различные авторы, одним из которых был советский педагог и психолог П.П. Блонский (1884 – 1941 гг.).

Стоит отметить, что сам Блонский в своих работах отмечал, что педология – это не часть педагогики, а отдельная, самостоятельная наука. По мнению П.П.Блонского, такие суждения происходят из-за того, что в некоторых случаях педагогика и педология тесно соприкасается, но даже в этом случае их проблемы не идентичны (например, у педагогики - как учитель должен учить детей, у педологии – как ребенок учится).

Уже к концу 1920-х годов педология стала претендовать на главную диалектическую науку о детях, постепенно вытесняя педагогику и продолжая процесс монополизации психологии. Постепенно стали накапливаться противоречия и разногласия в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения.

На протяжении 1920-х гг. П.П.Блонский вел достаточно эффективную пропаганду педологических идей, что позволило вывести эту науку на новый уровень своего развития. В эти годы Блонский работал на стыке психологии и педагогики, разрабатывал теории обучения, сформировал генетическую теорию памяти, активно занимался возрастной психологией.
Как уже отмечалось, педология подвергалась активной критике, в том числе и со стороны высшего руководства. Многие видели в этой науке признаки евгеники (учение о селекции человеческого вида) и то, что она предлагает отбирать детей в соответствии с их умственными способностями. В какой-то степени это справедливое замечание, в педологической практике имели место быть такие действия.

Начиная с 1930-х гг. педология подвергалась еще большей критике, что в итоге привело к полному запрету деятельности педологии.

В июле 1936 г. ЦК ВКП(б) издает постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», которое фактически запретило педологию. Все исследования, носившие название педологических, были прекращены, труды педологов были изъяты из употребления.

Что касается самого Блонского и его педологических взглядов, он, как и все остальные педологи, был подвергнут травле и постепенно стал отходить от педологических идей.

Новый человек А.С. Макаренко

Наверное, нет такого студента педагогического института, который хотя бы немного не читал или хотя бы не слышал про А.С. Макаренко (1888-1939). Вызвано это тем, что Антон Семенович – один из тех педагогов-практиков, который определил способ педагогической мысли всего ХХ века.

Чем же так важен Макаренко для педагогической теории и практики? Пункт не случайно называется «Новый человек А.С. Макаренко». Те, кто читал книгу Антона Семеновича «Педагогическая поэма», наверняка не смогут вспомнить всех персонажей. Но был там такой персонаж Бурун, полное имя которого Григорий Иванович Супрун (1904–1954). Григорий Супрун – изначально малолетний преступник, попавший в колонию Макаренко для перевоспитания. Важно то, что под непосредственным руководством Антона Семеновича бывший преступник Бурун трансформируется в настоящего человека, который пройдет Великую Отечественную войну, получит множество боевых наград и проживет достойную жизнь.

Супрун Г.И. – это только один из множества примеров того, что может сделать из человека правильный педагогический подход.

А.С. Макаренко именно тем и важен, что он смог из малолетних преступников и беспризорников воспитать достойных граждан своей страны.

Антон Семенович Макаренко разработал основные принципы воспитания, которые и сегодня могут быть использованы. К основным таким принципам относится:

  1. Воспитание в коллективе и через коллектив. Коллектив, по мнению А.С.Макаренко, – это необходимый инструмент для воспитания подрастающего поколения. Коллектив должен отвечать следующим требованиям: наличие общей цели, совместной деятельности, тесное взаимодействие с обществом, дисциплина.
  2. Воспитание через труд. Труд всегда был основой человеческой жизни, для создания благополучия человеческого социума. Невозможно воспитать гармонично развитую личность вне труда, воспитание трудолюбивого гражданина – это воспитание достойного члена советского общества.
  3. Вера в творческие силы человека. По мнению А.С.Макаренко, человек при правильной воспитательной работы способен добиваться всего что угодно, максимально проявлять свои творческие и интеллектуальные силы. В каждом ребенка заложен огромный потенциал, просто его нужно увидеть и направить в нужное русло.
  4. Дисциплина – основа правильного воспитания человека. Макаренко считал, что дисциплинированным мы можем называть только того человека, который при любых условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца.

Макаренко актуален еще и потому, что его идеалы были гуманистическими, были направлены на воспитание гуманиста. Без преувеличения можно сказать, что Макаренко сделал то, что ранее никто не делал. Он на практике показал, что Человека можно правильно воспитать, нужно только захотеть.

Как воспитывать настоящего человека? Новаторские идеи В.А. Сухомлинского

Советская педагогическая школа справедливо отмечала, что педагогика – это наука диалектичная, т.е. находится в постоянном движении и развитии. Следующим шагом в развитии советской педагогики были идеи великого педагога-новатора В.А. Сухомлинского (1918-1970).

Василий Александрович был из тех педагогов, который определил такое направление, которое получило название гуманистическая педагогика.

Гуманистической она называется по той причине, что В.А. Сухомлинский на первый план выдвигал личность ребенка, на которую должен быть ориентирован учебно-воспитательный процесс.

В.А. Сухомлинский является продолжателем дела Макаренко, т.к. тоже признавал всю важность коллектива и труда в процессе личностного становления ребенка. Сухомлинский отмечал, что свободное развитие ребенка как активной личности, раскрытие его индивидуальности – это основная задача советской школы.

Для Сухомлинского гуманизм – не пустые слова, а основа функционирования здорового общества.

Кто знаком с биографией Василия Александровича, наверняка знают, что он был участником Великой Отечественной войны, участвовал в обороне Москвы, был тяжело ранен. Конечно, все это не могло отразиться на его педагогической деятельности. Человек, видевший все ужасы войны, знающий ценность жизни просто обязан воспитать в детях любовь к людям, воспитать в них гуманистов.

В.А. Сухомлинский ставил своей целью развивать личность учащихся как умственно, так и физически, т.е. воспитывать гармонично-развитую личность. Каждый ребенок неповторим, каждый имеет свои особенности, индивидуальные черты характера, поэтому, воспитывая ребенка, нужно принимать во внимание этот факт.

Учитывая, что Сухомлинский жил в социалистическом государстве, то воспитательный процесс имел идеологическую основу. Сухомлинский стремился воспитать настоящего советского человека, что уже практиковали многие педагоги до него.

В.А. Сухомлинский внес неизгладимый вклад в современную педагогическую науку, заложив основы гуманистического воспитания личности, которые и используется по сей день. В заключение можно сказать, что современной педагогики, изобретая новые методы воспитания и обучения необходимо всегда обращать свой взор в наше прошлое.

На Студворк вы можете заказать статью по педагогике онлайн у профильных экспертов!

Тест по теме “Отечественная педагогика”

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир