На каком этапе педагогического общения происходит сознательная и целенаправленная организация взаимодействия с корректировкой процесса общения в соответствии с его целью?
прогностический
управление общением
анализ
Профессиональное педагогическое общение является сложной системой, в своем отношении и развитии оно преодолевает следующие этапы:
Моделирование педагогом предстоящего общения (прогностический этап)
В это время определяются контуры будущего взаимодействия: планирование и прогнозирование содержания, структуры, средств общения. Содержание общения формирование цели взаимодействия (для чего?), анализ собеседника (почему он такой?) и ситуации (что произошло?). На этом этапе предусматривают возможные способы коммуникации, прогнозируют восприятие собеседником содержания взаимодействия. При этом решающее значение имеет целевая установка учителя. Прежде всего он должен позаботиться о привлечении ученика к взаимодействию, создании творческой атмосферы, открытии пространства для его индивидуальности. Для этого нужно умение воспринимать и соответственно оценивать человека; восстановление в коммуникативной памяти предыдущих особенностей общения с этой аудиторией; уточнение особенностей общения в новых коммуникативных условиях деятельности.
Если педагог впервые встречается с аудиторией, его общение на этой стадии будет обусловлено докоммуникативной атмосферой, созданной на основе исходной информации педагога об учащихся и учащихся о педагоге.
«Коммуникативная атака»
Завоевание инициативы, установление эмоционального и делового контакта.
Она возможна, если у педагога сформированы коммуникативные умения (построено содержание общения, создано творческое самочувствие, есть владение профессионально-педагогическим вниманием, ориентирование в ситуации, установление и поддержание обратной связи в общении, реализация плана общения, владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, социальной перцепции и т.д.).
Ориентировка в ситуации общения охватывает:
- ориентирование собеседника пространственных условиях общения, обстоятельствах, ориентирование в часовых условиях общения (наличие или отсутствие дефицита времени);
- ориентирование в социальной ситуации общения (актуальных взаимоотношениях между общающимися). Необходимым компонентом ориентирования собеседника выступают регуляторы (контакт глаз, мимика подтверждения или недоразумение: кивок головой, поднятие брови, улыбка и др.) речевые сигналы, улавливает коммуникатор (тот, кто говорит) в поведении реципиента (того, кому адресовано речи).
Управление общением
Сознательная и целенаправленная организация взаимодействия с корректировкой процесса общения в соответствии с его целью. Важна атмосфера доброжелательности, при которой ученик может свободно проявлять свое «Я», испытывать положительные эмоции от общения. Уступив ученику инициативу, педагог делегирует ему право и необходимость самостоятельного анализа событий, фактов. Он должен проявлять интерес к ученику, воспринимать информацию от него (активно слушать), высказывать суждения, передавая ученику свой оптимизм и уверенность в успехе, ставить перед ним яркие цели, очерчивать пути их достижения. В начале взаимодействия важно установить целостный контакт с учениками, привлечь их внимание. Достигается это прежде всего языковыми средствами: педагог приветствует учеников, объясняя значимость дальнейшей коммуникации, сообщая интересную информацию или формулируя проблемный вопрос. В то же время он организует пространство учебного взаимодействия: готовит наглядные средства обучения, дидактические материалы и т.п., чем актуализирует внимание учащихся, побуждает их к участию в учебно-познавательной деятельности. Эффективной может быть и пауза.
Но чаще всего сочетают несколько элементов:
- голосовую разрядку;
- юмористическую реплику;
- вопрос к аудитории;
- комментирование и т.д.
Анализ общения
Сравнение цели, средств взаимодействия с ее результатами, которые демонстрируют содержательную и эмоциональную (выражается в поведении воспитанников, общей атмосфере деятельности) обратная связь, моделирование дальнейшего общения.
На каждом этапе взаимодействия педагогу следует соблюдать следующие правила, оптимизирующие ее:
- формирование чувства «мы», демонстрация единства взглядов (устраняет барьеры, объединяя собеседников для достижения общей цели);
- установление личностного контакта, при котором каждый ученик будет чувствовать, что обращаются именно к нему (реализуется языковыми средствами, обращение по имени, повторением удачно высказанного соображения);
- визуальный контакт выражает отношение к собеседнику и его высказываниям;
- демонстрация собственного отношения (улыбка, интонация, экспрессивность движений, психологическая дистанция и т.д.);
- применение в общении психологических, мимических, пантомимических, речевых и других приемов;
-проявление понимания внутреннего состояния учащихся (свидетельствует о заинтересованности во взаимодействии, взаимопонимании); - постоянный интерес к ученикам (внимательное выслушивание учеников, учет их мнений, сопереживание, сосредоточение внимания на положительном);
- создание ситуации успеха (предусматривает надлежащие оценки потенциальных возможностей учащихся).
Не знаете, сколько стоит статья по педагогике на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!
Комментарии