Этапы педагогического общения

Содержание

  1. 1. Моделирование педагогом предстоящего общения (прогностический этап)
  2. 2. «Коммуникативная атака»
  3. 3. Управление общением
  4. 4. Анализ общения
  5. 5. Тест по теме «Этапы педагогического общения»
Тест: 3 вопроса
1. Этап общения «Коммуникативная атака» предполагает собой:
завоевание инициативы, установление эмоционального и делового контакта
сравнение цели, средств взаимодействия с ее результатами, которые демонстрируют содержательную и эмоциональную обратную связь, моделирование дальнейшего общения
планирование и прогнозирование содержания, структуры, средств общения
2. На каком этапе взаимодействия педагогу следует соблюдать «установление личностного контакта»?
прогностическом
на этапе «анализ общения»
на всех этапах
3.

На каком этапе педагогического общения происходит сознательная и целенаправленная организация взаимодействия с корректировкой процесса общения в соответствии с его целью?

прогностический

управление общением

анализ

Профессиональное педагогическое общение является сложной системой, в своем отношении и развитии оно преодолевает следующие этапы:

Моделирование педагогом предстоящего общения (прогностический этап)

В это время определяются контуры будущего взаимодействия: планирование и прогнозирование содержания, структуры, средств общения. Содержание общения формирование цели взаимодействия (для чего?), анализ собеседника (почему он такой?) и ситуации (что произошло?). На этом этапе предусматривают возможные способы коммуникации, прогнозируют восприятие собеседником содержания взаимодействия. При этом решающее значение имеет целевая установка учителя. Прежде всего он должен позаботиться о привлечении ученика к взаимодействию, создании творческой атмосферы, открытии пространства для его индивидуальности. Для этого нужно умение воспринимать и соответственно оценивать человека; восстановление в коммуникативной памяти предыдущих особенностей общения с этой аудиторией; уточнение особенностей общения в новых коммуникативных условиях деятельности.

Если педагог впервые встречается с аудиторией, его общение на этой стадии будет обусловлено докоммуникативной атмосферой, созданной на основе исходной информации педагога об учащихся и учащихся о педагоге.

«Коммуникативная атака»

Завоевание инициативы, установление эмоционального и делового контакта.
Она возможна, если у педагога сформированы коммуникативные умения (построено содержание общения, создано творческое самочувствие, есть владение профессионально-педагогическим вниманием, ориентирование в ситуации, установление и поддержание обратной связи в общении, реализация плана общения, владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, социальной перцепции и т.д.).

Ориентировка в ситуации общения охватывает:

  • ориентирование собеседника пространственных условиях общения, обстоятельствах, ориентирование в часовых условиях общения (наличие или отсутствие дефицита времени);
  • ориентирование в социальной ситуации общения (актуальных взаимоотношениях между общающимися). Необходимым компонентом ориентирования собеседника выступают регуляторы (контакт глаз, мимика подтверждения или недоразумение: кивок головой, поднятие брови, улыбка и др.) речевые сигналы, улавливает коммуникатор (тот, кто говорит) в поведении реципиента (того, кому адресовано речи).

Управление общением

Сознательная и целенаправленная организация взаимодействия с корректировкой процесса общения в соответствии с его целью. Важна атмосфера доброжелательности, при которой ученик может свободно проявлять свое «Я», испытывать положительные эмоции от общения. Уступив ученику инициативу, педагог делегирует ему право и необходимость самостоятельного анализа событий, фактов. Он должен проявлять интерес к ученику, воспринимать информацию от него (активно слушать), высказывать суждения, передавая ученику свой оптимизм и уверенность в успехе, ставить перед ним яркие цели, очерчивать пути их достижения. В начале взаимодействия важно установить целостный контакт с учениками, привлечь их внимание. Достигается это прежде всего языковыми средствами: педагог приветствует учеников, объясняя значимость дальнейшей коммуникации, сообщая интересную информацию или формулируя проблемный вопрос. В то же время он организует пространство учебного взаимодействия: готовит наглядные средства обучения, дидактические материалы и т.п., чем актуализирует внимание учащихся, побуждает их к участию в учебно-познавательной деятельности. Эффективной может быть и пауза.

Но чаще всего сочетают несколько элементов:

  • голосовую разрядку;
  • юмористическую реплику;
  • вопрос к аудитории;
  • комментирование и т.д.

Анализ общения

Сравнение цели, средств взаимодействия с ее результатами, которые демонстрируют содержательную и эмоциональную (выражается в поведении воспитанников, общей атмосфере деятельности) обратная связь, моделирование дальнейшего общения.

На каждом этапе взаимодействия педагогу следует соблюдать следующие правила, оптимизирующие ее:

  • формирование чувства «мы», демонстрация единства взглядов (устраняет барьеры, объединяя собеседников для достижения общей цели);
  • установление личностного контакта, при котором каждый ученик будет чувствовать, что обращаются именно к нему (реализуется языковыми средствами, обращение по имени, повторением удачно высказанного соображения);
  • визуальный контакт выражает отношение к собеседнику и его высказываниям;
  • демонстрация собственного отношения (улыбка, интонация, экспрессивность движений, психологическая дистанция и т.д.);
  • применение в общении психологических, мимических, пантомимических, речевых и других приемов;
    -проявление понимания внутреннего состояния учащихся (свидетельствует о заинтересованности во взаимодействии, взаимопонимании);
  • постоянный интерес к ученикам (внимательное выслушивание учеников, учет их мнений, сопереживание, сосредоточение внимания на положительном);
  • создание ситуации успеха (предусматривает надлежащие оценки потенциальных возможностей учащихся).

Не знаете, сколько стоит статья по педагогике на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!

Тест по теме «Этапы педагогического общения»

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир