В педагогике проект – это прообраз и учебно-воспитательного процесса (субъектом выступает педагог-проектировщик), и объекта, изучению которого посвящено учебный предмет. В последнем случае речь идет о методе обучения, который называется «метод проектов» (субъектами является педагог и студент).
Характеристика педагогического проекта
Известны следующие определения проекта, каждое из которых представляет его в несколько разном ракурсе, одновременно не снижая значимости:
- содержательно обоснованная и документально оформленная инициатива, направленная на достижение образовательных целей в рамках определенного периода времени;
- стратегический документ развития какой-либо социальной системы;
- средство управления, имеющее определенные качества.
Основными признаками проекта автор указывает: изменение как основное содержание проекта; ограничения во времени цели; временные ограничения продолжительности проекта; представление проекта как системы средств достижения будущего; определенность начала и окончания проектной работы.
Сейчас, в условиях перестройки системы отечественного образования, в педагогической науке и практике происходит новое обращение к методу проектов, в результате чего усиливается его роль, расширяется круг и меняются способы применения, что позволяет говорить о нем как о инновационном методе, который в отношении измененных условий организации и осуществления учебно-воспитательного процесса обеспечит высокие результаты подготовки. В контексте педагогической подготовки педагогических кадров использование этого метода как ведущего будет способствовать формированию проектировочной компетенции, которая вместе с другими (методологической, коммуникативной, менеджерской, креативной, научно-исследовательской) компетенциями обеспечивает сформированность профессиональной компетентности специалистов.
Кроме того, метод проектов реализован не только как технология подготовки специалистов, а и как подход к формированию ее содержания. Согласно ему темы учебной дисциплины группируются по этапам проектирования и раскрывают сущность каждого из них.
По нашему мнению, целью педагогического проектирования должна быть разработка комплекта документов, подробно освещающих содержание, способы взаимодействия преподавателя и учащихся, а также требования по организации, функционированию и развитию педагогических систем, процессов, ситуаций.
Объект и субъект проектирования
Объектом проектирования выступает, как правило, определенная педагогическая конструкция: технология, метод, содержание образования, учебная программа и т. д. Все эти и другие педагогические образования, на которые направлена деятельность проектировщика, в теории педагогического проектирования, как правило, объединяются в педагогическую систему, педагогический процесс и педагогическую ситуацию.
Это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.
Признаки педагогической системы
Для создания системы необходима полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, основной идеи, необходимых для объединения компонентов; появление в компонентах общих качеств. Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, а через него-в пределах определенной подсистемы. Она характеризует его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Субъектом проектирования выступают педагог или группа специалистов.
Дополним этот список требований к педагогу-проектировщику сочетанием индивидуального и совокупного опыта проектировочной деятельности, высокоразвитыми познавательными умениями, умениями самоанализа процесса и результата деятельности, рефлексивной и коммуникативной активности.
Исходя из различных форм результата и продукта деятельности, уточним: результатом проектировочной деятельности является полученный проектировщиком опыт и особенно роль его достояния усиливается у студента, который также может быть субъектом этой деятельности; продуктом проектировочной деятельности является разработанный проект, который можно охарактеризовать относительно типов, структуры, условий разработки, параметров оценки.
Процедура проектирования считается эффективной, если, во-первых, она не требует дополнительных ресурсов; во-вторых, в итоге создан работоспособный проект; в-третьих, есть потенциальные возможности для снижения затрат по его эксплуатации без ущерба качеству работы.
Такие структурные элементы проектировочной деятельности как процесс и продукт требуют отдельного изучения.
Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по педагогике недорого!
Комментарии