Процесс педагогического проектирования - это ценностно и мотивационно обусловленная система деятельности педагога, направленная на преобразование педагогической действительности с помощью собственного ценностно-смыслового самоопределения, изменения собственных содержаний педагогической деятельности и формирование авторской педагогической позиции.
Процесс проектирования в педагогике
Процесс проектирования в педагогике рассматривается как специфический, интегрально-регулятивный процесс, для которого характерны такие особенности, как общность объективного критерия, лежащего в основе их выделения, монофункциональная специфика проявления, синтетический состав и непосредственная направленность на реализацию регулятивных функций.
Логичным будет утверждать, что составляющими процесса педагогического проектирования являются этапы, которые, в свою очередь, делятся на действия. Но, как показывает анализ педагогических научных трудов, несмотря на длительный интерес к проектированию и многочисленные достижения, четкой системы проектировочных действий до сих пор не получена:
- во-первых, авторами выбираются разные основания для выделения этапов и действий;
- во-вторых, разница между этапами и действиями является весьма условной;
- в-третьих, авторов может интересовать проектирование отдельных элементов (аспектов) систем, процессов или ситуаций; поэтому процесс как завершенный переносить на всю проектировочную деятельность нельзя.
Этапы и действия процесса проектировочной деятельности в педагогике
Этапы проектирования профессионального развития специалиста:
- Цель
- Принципы
- Задачи
- Содержание
- Технологии
- Мониторинг профессионального развития
Проектирование педагогического объекта:
- Подготовительная работа:
- анализ объекта проектирование;
- выбор формы проектирования;
- теоретическое обеспечение проектирования;
- методическое обеспечение проектирования;
- пространственное обеспечение проектирования;
- материально-техническое обеспечение;
- правовое обеспечение проектирования.
- Разработка проекта:
- выбор системообразующего фактора;
- установление связей и зависимостей компонентов;
- составление документа.
- Проверка качества проекта:
- умственное экспериментирование;
- экспертная оценка проекта;
- корректировка проекта;
- принятие решения об использовании проекта.
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций:
- моделирование;
- проектирование;
- конструирование.
Педагогическое проектирование информационно-образовательных сред ВНЗ-партнеров:
- этап стратегического согласования;
- этап педагогического проектирования;
- этап реализации согласованных стратегических, педагогических и технических решений;
- этап дистанционного диагностирования согласованности подсистем и элементов.
Педагогическое проектирование в условиях антропоориентированного образования:
- подготовительный этап;
- поисковый;
- технологический.
Педагогическое проектирование:
- стратегический уровень;
- тактический уровень.
Педагогическое проектирование:
Уровни по одному из признаков:
- операторский;
- конструкторский;
- программный уровень;
- технологический уровень.
Этапы:
- ориентационный, аналитический;
- моделирование;
- конструирование;
- практический (или этап реализации программы обучения);
- оценочный.
Педагогическое проектирование:
- изобретательство;
- создание единичного опытного образца;
- эксперимент;
- оформление конечного проекта.
Педагогическое проектирование:
- разработка педагогических принципов;
- создание информационно-образовательной среды;
- выделение наукоемких компонентов в содержании образовательных программ;
- определение взаимодополняемости образовательных ресурсов;
- выработка общих принципов разработки электронных образовательных ресурсов;
- стандартизация интерфейсов пользователей с точки зрения психолого-педагогических требований;
- согласование процедуры регистрации и контроля пользователя информационно-образовательных сред и др.
Педагогическое проектирование:
- констатация и оценка результатов педагогической деятельности;
- выдвижение гипотезы о связи результатов с факторами учебного
процесса;
построение конкретной педагогической системы, соответствующей работе учебного заведения;
построение педагогической системы специального целевого назначения;
выбор методики измерения параметров;
сравнение результатов измерения функционирования названных систем;
построение оптимизированного варианта конкретной педагогической системы.
Педагогическое проектирование:
- возникновение и отбор замыслов;
- их трансформация в форму проекта;
- дополнение процедурами, обеспечивающими его принятие и адекватное воплощение.
Дидактическое проектирование:
- анализ профессиональной деятельности будущего специалиста;
- прогнозирование и конкретизация цели обучения;
- диагностика состояния учебного процесса;
- разработка информационных материалов;
- разработка технологий обучения.
Проектирование учебного процесса:
- определение комплекса учебно-воспитательных заданий изучения дисциплины, раздела, темы;
- отбор и адаптация содержания учебного материала;
- проектирование технологии обучения.
Проектирование педагогической системы для каждой дисциплины с целью персонализации образования с участием компьютера:
- определение учебных объектов;
- определение учебных элементов;
- установление существенных действий, которые будут проверяться с помощью тестирования и которые следует положить в основу цели обучения;
- разработка тестовых заданий.
Проектирование воспитательной ситуации:
- представление педагогической цели в виде ожидаемых вариантов поведения и личностных проявлений воспитанников;
- выявление системы личностных состояний и процессов;
- разработка предметного содержания деятельности воспитанников, обеспечивающей соответствующие психические механизмы развития;
- построение системы организационно-педагогических действий воспитания;
- выявление вариантов развертывания ситуации и системы программ и методик поведения воспитателя в зависимости от варианта развития ситуации.
Проектирование педагогических технологий:
- теоретический;
- рефлексивный;
- экспериментальный;
- коррекционный;
- заключительный.
Выводы
Анализ наработок в области педагогического проектирования позволяет сделать следующие выводы о том, что любая деятельность, проектирование имеет уровни и этапы осуществления.
Этап – стадия процесса. Этап касается лишь того, где есть какая-то последовательность. Этап – это единица процесса, который указывает на динамичность деятельности.
Не знаете, сколько стоит статья по педагогике на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!
Комментарии