Этапы педагогического проектирования

Содержание

  1. 1. Процесс проектирования в педагогике
  2. 2. Этапы и действия процесса проектировочной деятельности в педагогике
  3. 3. Выводы

Процесс педагогического проектирования - это ценностно и мотивационно обусловленная система деятельности педагога, направленная на преобразование педагогической действительности с помощью собственного ценностно-смыслового самоопределения, изменения собственных содержаний педагогической деятельности и формирование авторской педагогической позиции.

Процесс проектирования в педагогике

Процесс проектирования в педагогике рассматривается как специфический, интегрально-регулятивный процесс, для которого характерны такие особенности, как общность объективного критерия, лежащего в основе их выделения, монофункциональная специфика проявления, синтетический состав и непосредственная направленность на реализацию регулятивных функций.

Логичным будет утверждать, что составляющими процесса педагогического проектирования являются этапы, которые, в свою очередь, делятся на действия. Но, как показывает анализ педагогических научных трудов, несмотря на длительный интерес к проектированию и многочисленные достижения, четкой системы проектировочных действий до сих пор не получена:

  • во-первых, авторами выбираются разные основания для выделения этапов и действий;
  • во-вторых, разница между этапами и действиями является весьма условной;
  • в-третьих, авторов может интересовать проектирование отдельных элементов (аспектов) систем, процессов или ситуаций; поэтому процесс как завершенный переносить на всю проектировочную деятельность нельзя.

Этапы и действия процесса проектировочной деятельности в педагогике

Этапы проектирования профессионального развития специалиста:

  1. Цель
  2. Принципы
  3. Задачи
  4. Содержание
  5. Технологии
  6. Мониторинг профессионального развития

Проектирование педагогического объекта:

  1. Подготовительная работа:
  • анализ объекта проектирование;
  • выбор формы проектирования;
  • теоретическое обеспечение проектирования;
  • методическое обеспечение проектирования;
  • пространственное обеспечение проектирования;
  • материально-техническое обеспечение;
  • правовое обеспечение проектирования.
  1. Разработка проекта:
  • выбор системообразующего фактора;
  • установление связей и зависимостей компонентов;
  • составление документа.
  1. Проверка качества проекта:
  • умственное экспериментирование;
  • экспертная оценка проекта;
  • корректировка проекта;
  • принятие решения об использовании проекта.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций:

  • моделирование;
  • проектирование;
  • конструирование.

Педагогическое проектирование информационно-образовательных сред ВНЗ-партнеров:

  • этап стратегического согласования;
  • этап педагогического проектирования;
  • этап реализации согласованных стратегических, педагогических и технических решений;
  • этап дистанционного диагностирования согласованности подсистем и элементов.

Педагогическое проектирование в условиях антропоориентированного образования:

  • подготовительный этап;
  • поисковый;
  • технологический.

Педагогическое проектирование:

  • стратегический уровень;
  • тактический уровень.

Педагогическое проектирование:

Уровни по одному из признаков:

  • операторский;
  • конструкторский;
  • программный уровень;
  • технологический уровень.

Этапы:

  • ориентационный, аналитический;
  • моделирование;
  • конструирование;
  • практический (или этап реализации программы обучения);
  • оценочный.

Педагогическое проектирование:

  • изобретательство;
  • создание единичного опытного образца;
  • эксперимент;
  • оформление конечного проекта.

Педагогическое проектирование:

  • разработка педагогических принципов;
  • создание информационно-образовательной среды;
  • выделение наукоемких компонентов в содержании образовательных программ;
  • определение взаимодополняемости образовательных ресурсов;
  • выработка общих принципов разработки электронных образовательных ресурсов;
  • стандартизация интерфейсов пользователей с точки зрения психолого-педагогических требований;
  • согласование процедуры регистрации и контроля пользователя информационно-образовательных сред и др.

Педагогическое проектирование:

  • констатация и оценка результатов педагогической деятельности;
  • выдвижение гипотезы о связи результатов с факторами учебного
    процесса;
    построение конкретной педагогической системы, соответствующей работе учебного заведения;
    построение педагогической системы специального целевого назначения;
    выбор методики измерения параметров;
    сравнение результатов измерения функционирования названных систем;
    построение оптимизированного варианта конкретной педагогической системы.

Педагогическое проектирование:

  • возникновение и отбор замыслов;
  • их трансформация в форму проекта;
  • дополнение процедурами, обеспечивающими его принятие и адекватное воплощение.

Дидактическое проектирование:

  • анализ профессиональной деятельности будущего специалиста;
  • прогнозирование и конкретизация цели обучения;
  • диагностика состояния учебного процесса;
  • разработка информационных материалов;
  • разработка технологий обучения.

Проектирование учебного процесса:

  • определение комплекса учебно-воспитательных заданий изучения дисциплины, раздела, темы;
  • отбор и адаптация содержания учебного материала;
  • проектирование технологии обучения.

Проектирование педагогической системы для каждой дисциплины с целью персонализации образования с участием компьютера:

  • определение учебных объектов;
  • определение учебных элементов;
  • установление существенных действий, которые будут проверяться с помощью тестирования и которые следует положить в основу цели обучения;
  • разработка тестовых заданий.

Проектирование воспитательной ситуации:

  • представление педагогической цели в виде ожидаемых вариантов поведения и личностных проявлений воспитанников;
  • выявление системы личностных состояний и процессов;
  • разработка предметного содержания деятельности воспитанников, обеспечивающей соответствующие психические механизмы развития;
  • построение системы организационно-педагогических действий воспитания;
  • выявление вариантов развертывания ситуации и системы программ и методик поведения воспитателя в зависимости от варианта развития ситуации.

Проектирование педагогических технологий:

  • теоретический;
  • рефлексивный;
  • экспериментальный;
  • коррекционный;
  • заключительный.

Выводы

Анализ наработок в области педагогического проектирования позволяет сделать следующие выводы о том, что любая деятельность, проектирование имеет уровни и этапы осуществления.

Этап – стадия процесса. Этап касается лишь того, где есть какая-то последовательность. Этап – это единица процесса, который указывает на динамичность деятельности.

Не знаете, сколько стоит статья по педагогике на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир