Проблема проектирования в образовательной среде в последние годы привлекает все большее внимание исследователей и практиков. Проектирование рассматривается в двух основных аспектах: социально-педагогическом и дидактическом.
Тенденции развития современной педагогической науки побуждают к детальному анализу и творческому переосмыслению достижений ученых в области педагогического проектирования и оптимального использования образовательных инноваций в системе подготовки будущих специалистов, в частности учителей.
Сущность психолого-педагогического проектирования
Основное содержание психолого-педагогического проектирования заключается в определении совокупности средств, которые позволяют решить имеющиеся задачи и проблемы в организации учебно-воспитательного процесса, достичь поставленных целей. Эти средства фиксируются в двух формах:
- система параметров проектируемого объекта;
- их количественных показателей; как совокупность конкретных действий, что обеспечивают реализацию запроектированных показателей, качественных характеристик будущего объекта управления.
Особая роль психолого-педагогического проектирования свободоцентрической педагогической системы обусловлена тем, что она является главной сферой единения теории и практики воспитания. В нашем понимании – это предварительное, целенаправленное определение и конструирование программы деятельности субъектов педагогического их взаимодействия и дальнейшей реализации, направленных на обеспечение личностно-развивающего подхода к учебно-воспитательному процессу.
Обобщенной целью процесса психолого-педагогического проектирования является создание обоснованной системы параметров состояния объекта управления и обеспечения прогнозирования и решения конкретных, актуальных проблем развития личности в условиях образовательного учреждения.
Проектировать значит творить, добывать что-то новое. Проектирование – это искусство приближения лучшего будущего. Сегодня становится очевидным, что наше будущее является предметом строения, ибо оно не приходит, а проектируется.
Таким образом, проектирование учебно-воспитательного процесса является этапом, предшествующим управленческой деятельности, направляет на реализацию педагогических целей и задач каждой из подсистем (воспитание/самовоспитание, обучение / учение, развитие/саморазвитие).
Проектирование выступает средством, с помощью которого становится возможным осознанное определение основных ориентиров деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса по определенных условиях и на некоторый период; позволяет систематизировать введение инноваций и корректив в учебно-воспитательный процесс; делает невозможным прожектерство и необоснованные иллюзии по управлению организации и планированию воспитательной деятельности учителей.
Проектирование учебно-воспитательного процесса предусматривает определение деятельности педагога и учащихся в их взаимодействии, то есть проектирование личностно-развивающего взаимодействия. Исследователь рассматривает проектирование учебно-воспитательного процесса как непрерывный процесс. Иначе говоря, каждый проект необходимо рассматривать как шаг к созданию того объекта или субъекта, который наиболее полно отвечает определенной общественной потребности.
Принципы и формы в системе педагогического проектирования
Систему проектирования учебного процесса характеризуют следующие формы: целостность; структурность; взаимосвязь системы со средой; иерархичность.
При проектировании учебного процесса мы опираемся на принципы традиционного проектирования: принцип независимости – материальная реализация проекта не меняет природу и ее законы; принцип реализуемости – по проекту можно создать соответствующий проект объект или процесс; принцип соответствия – в объекте, который проектируется, можно выделить, описать, разработать процессы функционирования и морфологические единицы и поставить их в соответствие друг другу; принцип завершенности – хотя почти любой проект может быть улучшен во многих отношениях, то есть оптимизирован, однако в целом он удовлетворяет основные требования, предъявляемые к нему и его реализации; принцип конструктивной целостности – проектируемый объект решается в пределах технологии: состоит из элементов, единиц и отношений, которые могут быть выработаны в процессе проектирования; принцип оптимальности – стремление в процессе проектирования к оптимальным решениям.
Таким образом, на основе теоретического анализа литературы мы приходим к выводу, что проектирование учебного процесса – это важный компонент профессиональной деятельности преподавателя, который включает педагогические действия, основанные на осознании цели деятельности, способов, приемов, методов и форм их осуществления. А проектирование учебного процесса будущих учителей является одним из путей реализации современной парадигмы педагогического образования и важным средством обеспечения единства теории и практики.
Реализация компонентов системы проектирования обеспечит оптимальную организацию взаимодействия участников учебного процесса, сделает его регулируемым и конкретизированным.
Не знаете, где заказать написание статьи по педагогике на заказ? Авторы Студворк к вашим услугам!
Комментарии