Виды педагогического творчества

Содержание

  1. 1. Понятие педагогического творчества
  2. 2. Структура педагогического творчества
  3. 3. Виды педагогического творчества

Проблема педагогического творчества является одной из ключевых в педагогике, которая как наука и, особенно, как искусство, невозможна без педагога. Учитель во все времена был и всегда останется центральной фигурой в образовательном процессе, обеспечивая его человекоцентризм и детоцентризм. Ведь, согласно определению, педагог – это тот, кто ведет за собой, поэтому он всегда, хотя бы на шаг (квалификационный разряд, уровень) должен опережать своих учеников.

Понятие педагогического творчества

Педагогическое творчество – проявление высокого уровня педагогической деятельности.
Основывается педагогическое творчество на высоком профессиональном уровне педагога, его общей культуре и педагогическом опыте. Рассматривается как проявление собственного «Я» в профессии.

Педагогическое творчество

Это комплекс свойств личности, обеспечивающих самоорганизацию высокого уровня профессиональной деятельности на рефлексивной основе.

Структура педагогического творчества

Структуру педагогического творчества составляют следующие элементы:

  • педагогическая направленность личности преподавателя (ценностные ориентации на себя, на средства педагогического воздействия на личность воспитанника и учебно-воспитательный коллектив, на цели педагогической деятельности);
  • профессиональное знание (предмета, методики его преподавания, теоретических основ педагогики и психологии);
  • способности к педагогической деятельности (коммуникативные – уважение к людям, доброжелательность, общественность; перцептивные -профессиональная предсказуемость, эмпатия, педагогическая интуиция; динамические – способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоционально-чувственные – способность владеть собой и выстраивать педагогическое воздействие на положительных чувствах; оптимистическое прогнозирование и др.);
  • педагогическая техника как форма организации поведения преподавателя, основывающаяся на двух группах умений: 1) умении владеть собой - осанкой, мимикой, жестами, пантомимикой; управлять эмоциональными состояниями - снимать излишнее психическое напряжение, вызывать состояния творческого самочувствия; владеть техникой речи -дыхание, голосообразование, дикция, темп речи; 2) умение сотрудничать с каждым учеником и всем классом в процессе решения педагогических задач – дидактических, организаторских, контактного взаимодействия, стимулирования деятельности воспитанников и тому подобное.

Виды педагогического творчества

Первая ступень: профессионализм, предполагающий наличие знаний о теоретических основах педагогической деятельности, ее базовые принципы (им владеет выпускник высшей школы). Вторая степень, (собствено педагогическое творчество) связана с началом преподавательской деятельности. В процессе преподавательской деятельности интенсивно и целенаправленно происходит профессиональный рост педагога. Эффективность этого процесса зависит от установки на самообразование и самовоспитание, от наличия соответствующей программы, овладение педагогическим опытом опытных коллег, систематического повышения квалификации (семинары, курсы, научно-методические конференции и т. п.). Постепенно уровень педагогической деятельности преподавателя растет, он овладевает новыми педагогическими технологиями, повышается его психолого-педагогическая культура, развиваются педагогические способности, качества и свойства, обогащается методический арсенал. Вторая ступень определяется постоянным стремлением к творчеству, к поиску, новым педагогическим средствам, созданием собственных приемов и методик.

Высшая степень педагогического творчества – педагогическое новаторство.

Учитель – новатор вносит принципиально новые идеи в учебно-воспитательный процесс, разрабатывает новые методические системы, создает собственные персонал-технологии.

Творческий учитель – это личность, которая характеризуется высоким уровнем педагогической креативности (креативные черты личности и дополнительно сформированные мотивы, личностные качества, способности, которые способствуют успешной творческой педагогической деятельности), соответствующим уровнем знаний предмета, который преподает, приобретенными психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, которые, при благоприятных для педагогического творчества учителя условий, обеспечивают его эффективную педагогическую деятельность по развитию потенциальных творческих возможностей учащихся.

Заказать статью по педагогике у экспертов биржи Студворк!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир