Понятие «современный урок», цели современного урока, структура современного урока

Классовая организация учебного процесса особенно распространена в современных системах образования. До сих пор ведутся споры как организовать систему обучения. Классно-урочная организация учебного процесса включает в себя разделение всех детей на классы, соответствующие возрасту, и чередование различных уроков по арифметике, родному языку, иностранных языков, физическое воспитание и т. д. Эта система образования является преобладающей в школах всего мира.
Данная система возникла после XVI века, когда в Европе появились первые печатные книги. В это время общество остро осознало важность образования. Важность образования была признана, и тысячи детей хлынули в школы. Чтобы организовать их, была придумана система, а Ян Амос Коменский дал ей теоретическое обоснование.
Классно-урочная система была завезена в Россию из Германии и получила широкое распространение в XIX веке. Трудно отрицать преимущества такой формы обучения. В прошлом учителям приходилось преподавать все предметы. С появлением классно-урочной системы учителя специализируются на преподавании одного предмета, никто не имеет права преподавать все предметы. Однако даже к таким формам образования можно предъявить претензии. И главная из них заключается в том, что система обучения рассчитана на среднестатистического ученика. В этих рамках учителя не могут обеспечить полного внимания всем ученикам. Трудно добиться индивидуального подхода к каждому. Есть как слабые ученики, которые не успевают усваивать знания, так и сильные, которые теряют интерес к учебе. Более того, в наших школах трудно приходится и тем ученикам, у которых несколько иное восприятие мира, например, творческим и эмоциональным ученикам. Как правило, такие ученики концентрируются только на нескольких словах, вырванных из контекста.
Именно за стандартизированный подход этот тип системы критиковали в начале прошлого века. И сейчас все больше и больше людей, как никогда раньше, говорят о том, что индивидуальное обучение необходимо. Школы должны воспитывать, обучать, а не подавлять индивидуальность. Вот почему в наше время школы ищут способы сделать это.
Поэтому в наше время многие педагоги-новаторы ищут особые способы объединить преимущества классно-урочного метода. С этой целью в некоторых школах созданы элективные курсы. Некоторые школы предлагают факультативы, курсы и консультации.
Всем известно, что главный элемент учебного процесса - это урок. Качество подготовки учащихся по тому или иному предмету во многом определяется уровнем, содержанием, методической направленностью и атмосферой уроков.
По М.И. Махмутову, «урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса направленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания».
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят во приоритет развитие личности ребенка. Эта задача требует от педагогов новый подход к организации учебного процесса. Урок, как и прежде, является основной единицей учебного процесса. Однако теперь, когда требования к проведению уроков изменились, предлагаются различные классификации уроков.
Три условия современного урока:

  1. урок – это открытие истины, поиск истины и понимание истины в совместной деятельности ребенка и учителя.
  2. урок – это часть жизни ребенка, и проживать эту жизнь нужно на уровне высокой общечеловеческой гуманности. Это должно происходить на уровне высокой общечеловеческой культуры.
  3. человек как субъект постижения истины и как субъект жизни.
    В учебном процессе он всегда является высшей ценностью и служит целью, а не средством.
    Современный урок – это урок в соответствии с ФГОС. Он отличается от традиционного урока. На современном уроке учитель должен использовать новые и инновационные методы. Уроки по ФГОС должны быть актуальными и важными для современных потребностей человека и общества. Задача учителя состоит в том, чтобы не только признавать право учеников на самоопределение, но и развивать его. Ученики должны не просто запоминать знания, полученные от учителей, авторов учебников или из других источников, а развивать их. Поэтому задача учителя сегодня - направлять поведение детей, а не давать им готовые знания. Дело не в том, чтобы давать готовые знания. Обучение должно быть, по сути, проблемным. Ученики формулируют проблему класса под руководством учителя. Необходимо обсудить различные точки зрения на то, как решить эту проблему. Найти общий способ решения проблемы, выстроить логическую цепочку событий и подвести учеников к значимости полученных знаний. Привить учащимся значимость полученных знаний и умение применять их на практике. Задача учителя на уроке - задавать как можно больше вопросов, побуждать учеников к самостоятельному поиску ответов в ходе урока. Ученики должны думать вместе с учителем.
    Что такое современные уроки по ФГОС?
    • Профессиональная и методическая подготовка учителей
    • Целеполагание и мотивация к обучению
    • Системно-деятельностный подход
    • Современные учебные материалы
    • Выбор оптимальных средств обучения
    • Создание условий для саморазвития
    • Анализ каждого учебного занятия
    Система требований к современному уроку определяется:
  • концепцией федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системнодеятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса);
  • направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся;
  • построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достижении обучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности).
    Какие требования предъявляются к современному уроку:
    • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
    • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
    • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на
    • сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    • вывод делают сами учащиеся;
    • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    • времясбережение и здоровьесбережение;
    • в центре внимания урока - дети;
    • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    • планирование обратной связи;
    • урок должен быть добрым.
    Система требований к уроку включает:
  1. Целеполагание.
  2. Мотивация.
  3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.
  4. Отбор содержания.
  5. Интегративность знаний.
  6. Построение каждого этапа урока по схеме
  7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
  8. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока
  9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися
  10. Организация парной или групповой работы
  11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля
  12. Рефлексия
  13. Качественная положительная оценка
  14. Минимализация и вариативность домашнего задания
  15. Организация психологического комфорта

В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.
Цель урока должна быть одна, выражена отглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола) и определять, чему обучающиеся должны научиться на уроке.
Структура уроков по ФГОС
Время Этапы урока

  1. Организационный этап. (1 - 2 мин.)
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 – 3 мин.)
  3. Актуализация знаний. (2 - 3мин.)
  4. Первичное усвоение новых знаний (5 мин.)
  5. Первичная проверка понимания. (5 мин.)
  6. Первичное закрепление. (15 мин.)
  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (10 мин.)
  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 - 4 мин.)
  9. Рефлексия. (2 мин.)
    Структура каждого типа урока по ФГОС
  10. Структура урока усвоения новых знаний:
  1. Организационный этап. (1-2 мин.)
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся ((5 мин.).)
  3. Актуализация знаний. (15 мин.)
  4. Первичное усвоение новых знаний. (20 мин.)
  5. Первичная проверка понимания. (10 мин.)
  6. Первичное закрепление. (3 мин.)
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин.)
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.)
  1. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
  1. Организационный этап. (1-2 мин.)
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
    Актуализация знаний. (5 мин.)
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.)
  4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) (15 мин.)
  5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (15 мин.)
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 4 мин
  7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.)
  1. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
  1. Организационный этап. (1-2 мин.)
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. (5 мин.)
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.)
  4. Актуализация знаний.
    с целью подготовки к контрольному уроку
    с целью подготовки к изучению новой темы (3 мин.)
  5. Применение знаний и умений в новой ситуации (15 мин.)
  6. Обобщение и систематизация знаний (10 мин.)
  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (5 мин.)
  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)
  9. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.)
  1. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
  1. Организационный этап.(1-2 мин.)
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(3 мин.)
  3. Актуализация знаний. (3 мин.)
  4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). (10 мин.)
  5. Применение знаний и умений в новой ситуации (15 мин.)
    6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (5 мин.)
  6. Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу (3 мин.)
  1. Структура урока контроля знаний и умений
  1. Организационный этап. (1-2 мин.)
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.)
  3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
    Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура (35- 40 мин.)
  4. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.)
  1. Структура урока коррекции знаний, умений.
  1. Организационный этап.(1-2 мин.)
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(1-2 мин.)
  3. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. (10 мин.)
    В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. Работы над ошибками (20 мин.)
  4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 3-4мин
  5. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.)
  1. Структура комбинированного урока.
  1. Организационный этап. (2 мин.)
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин.)
  3. Актуализация знаний. (3 мин.)
  4. Первичное усвоение новых знаний. (5 мин.)
  5. Первичная проверка понимания. (5 мин.)
  6. Первичное закрепление. (15 мин.)
  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (10 мин.)
  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .4мин
  9. Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. (2 мин.)

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир