Мир вокруг нас стремительно изменяется в сторону своего усложнения. На человека обрушивается все большие и большие потоки информации. Чтобы успевать за развитием мира человеку нужно постоянно развиваться самому, получать все новые знания и навыки.
Зададимся вопросами: «А чему не учат в современных школах, ССУЗах и вузах?», «Какие умения не дает обучающемуся современная система образования?», «Что пригодится из полученных знаний в реальной жизни?».
С нашей точки зрения, большая часть знаний, полученных в школе, в жизни нами никак не применяется. Положа руку на сердце, приходится признать, что в реальной жизни мы используем только следующие навыки, полученные в школе:
- Чтение
- Письмо
- Письменный и устный счет (сложение, вычитание, умножение, деление)
- Вычисление площадей
- Вычисление объемов
Таким образом, в реальной жизни мы применяем лишь ничтожную часть знаний, полученных в школе. Однако на получение данных знаний мы затрачиваем 11 (или 9) лет свой жизни.
Интересно, что в советские времена школа давала больше полезных навыков. До 1950-х годов в средней школе преподавали логику и психологию. Я учился в средней школе в 1984-1994 годах. У нас, например, уже не преподавали этику и психологию семейной жизни (а количество разводов в современной России по-прежнему находится на высоком уровне). Начальную военную подготовку (НВП) нам также уже не преподавали, однако вместо НВП был впервые введен предмет под названием «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)». Что это за предмет в 1992 году никто не знал (учебников еще не было), и наш военрук по прежнему преподавал нам начальную военную подготовку по учебнику НВП, но, например, разборке - сборке автомата Калашникова нас уже не обучали. Раньше на некоторых УПК (старшее поколение помнит расшифровку этой аббревиатуры) преподавалось автодело (в т.ч. и вождение).
Навыки, которым не обучают в школе, но которые необходимы в реальной жизни, можно сгруппировать в 9 блоков.
- Жизненный путь человека (личности)
- Здоровье и медицина
- Физическая подготовка
- Выживание и поведение в экстремальных ситуациях
- Ведение хозяйства
- Самоменеджмент: саморазвитие (самосовершенствование) и самообразование (самообучение)
- Психология
- Экономика и финансы (деньги)
- Отношения с государственными, муниципальными и другими учреждениями, отношения с правоохранительными органами.
Навыки, которым не обучают в школах, ССУЗах и вузах, можно классифицировать и по другим основаниям.
Среди данных навыков можно выделить, например, навыки, которым можно обучить относительно в полном объеме и навыки, в сфере которых можно обучить только самым основам; навыки, для обучения которым специальное оборудование не требуется и навыки, для обучения которым необходимо специальное оборудование (компьютеры; автомобили; плотницкие, столярные и слесарные инструменты, садово - огородный инвентарь и т.д. и т.п.).
Имеются навыки, которым нужно обучать только по желанию обучающегося, например, городская акробатика (паркур, фриран), подводное плавание (дайвинг), экстремальное вождение мотоцикла, экстремальное вождение маломерных водных судов (экстремальное вождение легкового автомобиля, по нашему мнению, должно быть обязательным навыком).
Кроме того, можно выделить навыки, которым нужно обучать только при их научном подтверждении (до которого еще очень далеко, если оно вообще возможно), например биохакинг и формирование событий (трансерфинг).
Есть навыки, которые были актуальны в прошлом, однако в настоящее время их необходимость отпадает. К таким навыкам относится, например, стенография.
Не знаете, сколько стоит статья по педагогике на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!
Комментарии