Понятие форм организации обучения
можно классифицировать по различным критериям, включая такие аспекты, как время проведения, формы взаимодействия и методы преподавания.
Реализация обучения требует знания и умелого использования различных форм организации процессов обучения.
Формы организации процессов обучения постоянно совершенствуются и модернизируются. Но что такое формы организации обучения как педагогическая категория и в чем ее суть?
К сожалению, это понятие не имеет четкого определения в библиотечных курсах. Многие ученые просто избегают этого вопроса и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории. Это привело к терминологической путанице, так как даже в научно-методических изданиях понятие форм воспитательной работы и понятие методов обучения используются как синонимы.
Понятно, что в науке это недопустимо. Однако, поскольку категории «методы» и «формы организации» обучения переплетаются, их сопоставление и выяснение различий между ними помогает понять природу последней категории. Как уже говорилось в предыдущей главе, методы обучения – это способ организации учебной работы учителя и учебной работы учащихся для решения таких дидактических задач, как усвоение теоретических, мировоззренческих и нравственных аспектов изучаемого материала, формирование умений и навыков применения полученных знаний на практике, проверка и оценка знаний учащихся.
Для решения каждой из этих задач используются определенные методы. Так, понятие «методы обучения» характеризует совместную, процессуальную и внутреннюю стороны процесса обучения.
Методы vs Формы обучения
Понятие форм организации обучения или, так сказать, организационных форм обучения имеет и другое значение. Латинское слово ogta означает внешний вид, внешнюю форму. Таким образом, форма обучения как дидактическая категория – это организация обучения.
Форма обучения как дидактическая категория определяется количеством обучаемых учеников, временем и местом проведения занятий, а также порядком их проведения. Например, учитель может обучать группу учеников, то есть обучать весь ученический коллектив, или обучать одного ученика (индивидуальное обучение). В этом случае форма обучения связана с количеством учеников. Однако она также может отражать время проведения учебного занятия. Например, бывало, что ученики занимались с утра до полудня, но время учебных занятий было фиксированным.
Не было специальных перерывов или пауз между занятиями. Кроме того, форма обучения характеризовалась и местом проведения занятий: уроки могли проходить в классе или на выезде (экскурсии) к объекту изучения.
Все это необходимо учитывать при рассмотрении природы организационных форм обучения.
Однако внешний аспект организации процесса обучения, форма обучения, органически связан с его внутренним аспектом, аспектом содержания и процесса.
С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различные внешние изменения и структуры в зависимости от задач и методов учебной деятельности. Рассмотрим, например, одну и ту же форму обучения - экскурсию.
В одном случае экскурсия посвящена изучению нового материала, в другом - проводится с целью помочь учащимся изучить и закрепить новый материал, пройденный на уроке. Понятно, что такие экскурсии в процессе их проведения выглядят по-разному и используют разные методы обучения. Это говорит о том, что без глубокого понимания методики преподавания невозможно продумать структуру и дидактическую основу для организации различных форм учебных занятий.
Исторически сложилось так, что наиболее распространенными формами организации учебной деятельности с детьми были индивидуальное и индивидуально-групповое обучение.
Исторически наиболее распространенными формами организации учебной деятельности с детьми были индивидуальное и индивидуально-групповое обучение. Они использовались от античности до Средневековья, а в некоторых странах - вплоть до XVIII века.
Суть индивидуального обучения заключалась в том, что учителя обучали детей у себя дома или в домах своих учеников.
В своем доме или в доме ученика. При индивидуально-групповом обучении учитель работает со всеми детьми, но дети разного возраста и происхождения, поэтому обучение носит индивидуальный характер. Учитель спрашивает каждого ученика по очереди о том, что он изучает, объясняет новые вопросы и дает ему индивидуальные задания для самостоятельного изучения, пока остальные дети занимаются своими делами. В такой образовательной организации одни дети приходили до обеда, а другие - после. Такие образовательные организации могли существовать до тех пор, пока образование не стало популярным и не ограничилось развитием простейших навыков - чтения, письма и счета.
С развитием производства и повышением роли духовной жизни в обществе появились формы массового образования.
Появилась форма массового обучения детей. Впервые она была применена в братских школах Беларуси и Украины (XVI в.) и явилась зародышем классно-урочного метода обучения. Эта форма обучения имела ряд особенностей. Во-первых, для организации обучения ученики делились по возрасту на специальные группы (классы) с примерно одинаковым уровнем подготовки. Во-вторых, занятия проводились одновременно со всеми членами группы с использованием одних и тех же учебных материалов. В результате дети должны были посещать школу в одно и то же время и в установленный срок.
Таким образом, были созданы предпосылки для становления классно-урочного метода обучения. Суть классно-урочной системы как конкретной формы организации учебной деятельности заключается в том, что ученики одного возраста делятся на отдельные классы и проводят урок за уроком по заранее составленному расписанию.
Появление классно-урочной системы обучения привело к введению в педагогику таких понятий, как учебный год, учебный день, уроки, перерывы между уроками, школьные каникулы, которые представляют собой время, когда солнце находится в созвездии Пса (лат. holiday - период самых жарких дней) и детей отпускают на отдых. Научные демонстрации классно-урочной системы обучения представлены в работах Я.А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Дистервега и Я.А. Коменского. В настоящее время эта система образования является преобладающей в школах всего мира.
появилась система взаимного обучения Белла-Ланкастера. Ее название происходит от фамилии английского священника А. Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые применяли эту систему одновременно в Индии и Англии.
Суть системы заключалась в том, что старшие ученики сначала сами изучают материал под руководством учителя, а затем, получив соответствующие инструкции, обучают ему своих младших товарищей, что позволяло обучать группу детей при небольшом количестве учителей. Однако эта система не получила распространения, поскольку не обеспечивала необходимой подготовки детей.
появились так называемые формы селективного образования. Это система Батав в США и Мангеймская система в Европе. Их появление стало своего рода реакцией на недостатки коллективных и массовых форм образования, которые опирались на абстрактных «средних» учеников и не обеспечивали необходимой индивидуализации обучения.
Суть системы образования в Батавии заключалась в том, что время учителя делилось на две части: первая посвящалась работе в классе (групповой работе), а вторая - индивидуальным занятиям и помощи как сильным, так и слабым ученикам в лучшем усвоении изучаемого материала. В больших классах учителя работали с ассистентами.
Суть мангеймской системы заключалась в том, чтобы вовлечь учеников в учебный процесс в зависимости от их академических способностей.
Мангеймская система делила учеников на сильные, средние и слабые классы в зависимости от их способностей и успеваемости.
Отбор проводился на основе наблюдений и экзаменов, и был возможен перевод из одного класса в другой. Частично эта система сохранилась в Австрии, где в школах есть специальные классы для учеников с высокими и низкими способностями. В Великобритании на основе этой системы были созданы различные типы школ, в которые ученики направлялись по результатам тестов после окончания начальной школы.
Современные формы обучения
Выбор организационной формы, как и методов обучения, зависит от множества различных факторов. Однако если методы обучения отвечают на вопрос, как и каким образом преподавать в определенных условиях, то формы обуславливают организационные аспекты процесса обучения и определяют, как этот процесс должен быть организован. Наиболее устойчивой и распространенной формой школьной практики является классно-урочная система обучения. Однако это не единственная форма организации учебной деятельности в школе. В процессе обучения приходится решать различные дидактические задачи. Поэтому в школах используются различные формы организации учебной работы и ведется дидактический поиск их развития и совершенствования.
Поиск путей их развития и совершенствования. [10, 368]. Представляется рациональным выбрать в качестве признаков классификации следующие:
- количество и степень подготовленности обучаемых к самостоятельной деятельности;
- место обучения;
- продолжительность учебной деятельности.
В соответствии с этим можно выделить три основные системы организационного оформления педагогического процесса:
- индивидуальное обучение,
- классно-урочная система,
- лекционная система.
Здесь представлены некоторые основные классификации форм организации обучения:
Время предоставления
- Очное обучение: происходит в присутствии учителя и ученика в учебном заведении.
- Дистанционное обучение: обучение происходит даже тогда, когда ученики и учителя не находятся в одном месте, при этом используются различные методы дистанционного обучения.
- Смешанное обучение: сочетание очного и дистанционного обучения, когда студенты имеют возможность учиться как в классе, так и на расстоянии.
- Интерактивные форматы:
- Индивидуальное обучение: процесс обучения с учетом индивидуальных потребностей учащегося, когда преподавание ведется один на один с учителем.
- Групповое обучение: учащиеся учатся в группах, сотрудничают друг с другом и общаются с преподавателем.
- Совместное обучение: занятия проходят в больших группах, где преподаватели и студенты взаимодействуют друг с другом.
Методы преподавания
- Традиционные методы обучения: учителя передают знания и информацию ученикам с помощью лекций, объяснений и демонстраций.
- Обучение, основанное на исследовании: учащиеся самостоятельно или в группах исследуют темы и активно участвуют в процессе исследования.
- Проблемно-ориентированное обучение: студенты работают в группах над решением реальных проблем и применяют знания на практике.
Формы управления и оценки
- Формальное обучение: обучение организуется и контролируется учебным заведением с использованием стандартных методов оценки.
- Неформальное обучение: обучение происходит в неструктурированной среде и основано на самообразовании, опыте и практике; обучение происходит естественным образом в повседневной жизни через наблюдение, общение и опыт.
- Эти категории помогают понять разнообразие стилей и методов обучения и выбрать тот, который лучше всего соответствует конкретным образовательным целям и потребностям ученика.
Хотите стать автором студенческих работ или нужна статья по педагогике?
Комментарии