Классификация форм организации обучения

Содержание

  1. 1. Понятие форм организации обучения
  2. 2. Методы vs Формы обучения
  3. 3. Современные формы обучения
  4. 4. Методы преподавания
    1. 4.1. Формы управления и оценки
Хотите стать автором студенческих работ и работать на фрилансе?
Станьте экспертом Студворк!
Нужна качественная статья по педагогике?
Обратитесь к экспертам Студворк!

Понятие форм организации обучения

Формы организации обучения

можно классифицировать по различным критериям, включая такие аспекты, как время проведения, формы взаимодействия и методы преподавания.

Реализация обучения требует знания и умелого использования различных форм организации процессов обучения.

Формы организации процессов обучения постоянно совершенствуются и модернизируются. Но что такое формы организации обучения как педагогическая категория и в чем ее суть?

К сожалению, это понятие не имеет четкого определения в библиотечных курсах. Многие ученые просто избегают этого вопроса и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории. Это привело к терминологической путанице, так как даже в научно-методических изданиях понятие форм воспитательной работы и понятие методов обучения используются как синонимы.

Понятно, что в науке это недопустимо. Однако, поскольку категории «‎методы» и «‎формы организации» обучения переплетаются, их сопоставление и выяснение различий между ними помогает понять природу последней категории. Как уже говорилось в предыдущей главе, методы обучения – это способ организации учебной работы учителя и учебной работы учащихся для решения таких дидактических задач, как усвоение теоретических, мировоззренческих и нравственных аспектов изучаемого материала, формирование умений и навыков применения полученных знаний на практике, проверка и оценка знаний учащихся.

Для решения каждой из этих задач используются определенные методы. Так, понятие «‎методы обучения» характеризует совместную, процессуальную и внутреннюю стороны процесса обучения.

Методы vs Формы обучения

Понятие форм организации обучения или, так сказать, организационных форм обучения имеет и другое значение. Латинское слово ogta означает внешний вид, внешнюю форму. Таким образом, форма обучения как дидактическая категория – это организация обучения.

Форма обучения как дидактическая категория определяется количеством обучаемых учеников, временем и местом проведения занятий, а также порядком их проведения. Например, учитель может обучать группу учеников, то есть обучать весь ученический коллектив, или обучать одного ученика (индивидуальное обучение). В этом случае форма обучения связана с количеством учеников. Однако она также может отражать время проведения учебного занятия. Например, бывало, что ученики занимались с утра до полудня, но время учебных занятий было фиксированным.

Не было специальных перерывов или пауз между занятиями. Кроме того, форма обучения характеризовалась и местом проведения занятий: уроки могли проходить в классе или на выезде (экскурсии) к объекту изучения.

Все это необходимо учитывать при рассмотрении природы организационных форм обучения.

Однако внешний аспект организации процесса обучения, форма обучения, органически связан с его внутренним аспектом, аспектом содержания и процесса.

С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различные внешние изменения и структуры в зависимости от задач и методов учебной деятельности. Рассмотрим, например, одну и ту же форму обучения - экскурсию.

В одном случае экскурсия посвящена изучению нового материала, в другом - проводится с целью помочь учащимся изучить и закрепить новый материал, пройденный на уроке. Понятно, что такие экскурсии в процессе их проведения выглядят по-разному и используют разные методы обучения. Это говорит о том, что без глубокого понимания методики преподавания невозможно продумать структуру и дидактическую основу для организации различных форм учебных занятий.

Исторически сложилось так, что наиболее распространенными формами организации учебной деятельности с детьми были индивидуальное и индивидуально-групповое обучение.

Исторически наиболее распространенными формами организации учебной деятельности с детьми были индивидуальное и индивидуально-групповое обучение. Они использовались от античности до Средневековья, а в некоторых странах - вплоть до XVIII века.

Суть индивидуального обучения заключалась в том, что учителя обучали детей у себя дома или в домах своих учеников.

В своем доме или в доме ученика. При индивидуально-групповом обучении учитель работает со всеми детьми, но дети разного возраста и происхождения, поэтому обучение носит индивидуальный характер. Учитель спрашивает каждого ученика по очереди о том, что он изучает, объясняет новые вопросы и дает ему индивидуальные задания для самостоятельного изучения, пока остальные дети занимаются своими делами. В такой образовательной организации одни дети приходили до обеда, а другие - после. Такие образовательные организации могли существовать до тех пор, пока образование не стало популярным и не ограничилось развитием простейших навыков - чтения, письма и счета.

С развитием производства и повышением роли духовной жизни в обществе появились формы массового образования.

Появилась форма массового обучения детей. Впервые она была применена в братских школах Беларуси и Украины (XVI в.) и явилась зародышем классно-урочного метода обучения. Эта форма обучения имела ряд особенностей. Во-первых, для организации обучения ученики делились по возрасту на специальные группы (классы) с примерно одинаковым уровнем подготовки. Во-вторых, занятия проводились одновременно со всеми членами группы с использованием одних и тех же учебных материалов. В результате дети должны были посещать школу в одно и то же время и в установленный срок.

Таким образом, были созданы предпосылки для становления классно-урочного метода обучения. Суть классно-урочной системы как конкретной формы организации учебной деятельности заключается в том, что ученики одного возраста делятся на отдельные классы и проводят урок за уроком по заранее составленному расписанию.

Появление классно-урочной системы обучения привело к введению в педагогику таких понятий, как учебный год, учебный день, уроки, перерывы между уроками, школьные каникулы, которые представляют собой время, когда солнце находится в созвездии Пса (лат. holiday - период самых жарких дней) и детей отпускают на отдых. Научные демонстрации классно-урочной системы обучения представлены в работах Я.А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Дистервега и Я.А. Коменского. В настоящее время эта система образования является преобладающей в школах всего мира.

В 1798 году

появилась система взаимного обучения Белла-Ланкастера. Ее название происходит от фамилии английского священника А. Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые применяли эту систему одновременно в Индии и Англии.

Суть системы заключалась в том, что старшие ученики сначала сами изучают материал под руководством учителя, а затем, получив соответствующие инструкции, обучают ему своих младших товарищей, что позволяло обучать группу детей при небольшом количестве учителей. Однако эта система не получила распространения, поскольку не обеспечивала необходимой подготовки детей.

В конце XIX века

появились так называемые формы селективного образования. Это система Батав в США и Мангеймская система в Европе. Их появление стало своего рода реакцией на недостатки коллективных и массовых форм образования, которые опирались на абстрактных «‎средних» учеников и не обеспечивали необходимой индивидуализации обучения.

Суть системы образования в Батавии заключалась в том, что время учителя делилось на две части: первая посвящалась работе в классе (групповой работе), а вторая - индивидуальным занятиям и помощи как сильным, так и слабым ученикам в лучшем усвоении изучаемого материала. В больших классах учителя работали с ассистентами.

Суть мангеймской системы заключалась в том, чтобы вовлечь учеников в учебный процесс в зависимости от их академических способностей.

Мангеймская система делила учеников на сильные, средние и слабые классы в зависимости от их способностей и успеваемости.

Отбор проводился на основе наблюдений и экзаменов, и был возможен перевод из одного класса в другой. Частично эта система сохранилась в Австрии, где в школах есть специальные классы для учеников с высокими и низкими способностями. В Великобритании на основе этой системы были созданы различные типы школ, в которые ученики направлялись по результатам тестов после окончания начальной школы.

Современные формы обучения

Выбор организационной формы, как и методов обучения, зависит от множества различных факторов. Однако если методы обучения отвечают на вопрос, как и каким образом преподавать в определенных условиях, то формы обуславливают организационные аспекты процесса обучения и определяют, как этот процесс должен быть организован. Наиболее устойчивой и распространенной формой школьной практики является классно-урочная система обучения. Однако это не единственная форма организации учебной деятельности в школе. В процессе обучения приходится решать различные дидактические задачи. Поэтому в школах используются различные формы организации учебной работы и ведется дидактический поиск их развития и совершенствования.

Поиск путей их развития и совершенствования. [10, 368]. Представляется рациональным выбрать в качестве признаков классификации следующие:

  • количество и степень подготовленности обучаемых к самостоятельной деятельности;
  • место обучения;
  • продолжительность учебной деятельности.

В соответствии с этим можно выделить три основные системы организационного оформления педагогического процесса:

  1. индивидуальное обучение,
  2. классно-урочная система,
  3. лекционная система.

Здесь представлены некоторые основные классификации форм организации обучения:
Время предоставления

  1. Очное обучение: происходит в присутствии учителя и ученика в учебном заведении.
  2. Дистанционное обучение: обучение происходит даже тогда, когда ученики и учителя не находятся в одном месте, при этом используются различные методы дистанционного обучения.
  3. Смешанное обучение: сочетание очного и дистанционного обучения, когда студенты имеют возможность учиться как в классе, так и на расстоянии.
  4. Интерактивные форматы:
  • Индивидуальное обучение: процесс обучения с учетом индивидуальных потребностей учащегося, когда преподавание ведется один на один с учителем.
  • Групповое обучение: учащиеся учатся в группах, сотрудничают друг с другом и общаются с преподавателем.
  • Совместное обучение: занятия проходят в больших группах, где преподаватели и студенты взаимодействуют друг с другом.

Методы преподавания

  • Традиционные методы обучения: учителя передают знания и информацию ученикам с помощью лекций, объяснений и демонстраций.
  • Обучение, основанное на исследовании: учащиеся самостоятельно или в группах исследуют темы и активно участвуют в процессе исследования.
  • Проблемно-ориентированное обучение: студенты работают в группах над решением реальных проблем и применяют знания на практике.

Формы управления и оценки

  • Формальное обучение: обучение организуется и контролируется учебным заведением с использованием стандартных методов оценки.
  • Неформальное обучение: обучение происходит в неструктурированной среде и основано на самообразовании, опыте и практике; обучение происходит естественным образом в повседневной жизни через наблюдение, общение и опыт.
  • Эти категории помогают понять разнообразие стилей и методов обучения и выбрать тот, который лучше всего соответствует конкретным образовательным целям и потребностям ученика.

Хотите стать автором студенческих работ или нужна статья по педагогике?

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир