Классификация форм организации обучения

Формы организации обучения можно классифицировать по различным критериям, включая такие аспекты, как время проведения, формы взаимодействия и методы преподавания.
Реализация обучения требует знания и умелого использования различных форм организации процессов обучения.
Формы организации процессов обучения постоянно совершенствуются и модернизируются. Но что такое формы организации обучения как педагогическая категория и в чем ее суть? К сожалению, это понятие не имеет четкого определения в библиотечных курсах. Многие ученые просто избегают этого вопроса и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории. Это привело к терминологической путанице, так как даже в научно-методических изданиях понятие форм воспитательной работы и понятие методов обучения используются как синонимы. Понятно, что в науке это недопустимо. Однако, поскольку категории “методы” и “формы организации” обучения переплетаются, их сопоставление и выяснение различий между ними помогает понять природу последней категории. Как уже говорилось в предыдущей главе, методы обучения – это способ организации учебной работы учителя и учебной работы учащихся для решения таких дидактических задач, как усвоение теоретических, мировоззренческих и нравственных аспектов изучаемого материала, формирование умений и навыков применения полученных знаний на практике, проверка и оценка знаний учащихся. Для решения каждой из этих задач используются определенные методы. Так, понятие “метод обучения” характеризует совместную, процессуальную и внутреннюю стороны процесса обучения.
Понятие форм организации обучения или, так сказать, организационных форм обучения имеет и другое значение. Латинское слово ogta означает внешний вид, внешнюю форму. Таким образом, форма обучения как дидактическая категория – это организация обучения.
Форма обучения как дидактическая категория определяется количеством обучаемых учеников, временем и местом проведения занятий, а также порядком их проведения. Например, учитель может обучать группу учеников, то есть обучать весь ученический коллектив, или обучать одного ученика (индивидуальное обучение). В этом случае форма обучения связана с количеством учеников. Однако она также может отражать время проведения учебного занятия. Например, бывало, что ученики занимались с утра до полудня, но время учебных занятий было фиксированным.
Не было специальных перерывов или пауз между занятиями. Кроме того, форма обучения характеризовалась и местом проведения занятий: уроки могли проходить в классе или на выезде (экскурсии) к объекту изучения.
Все это необходимо учитывать при рассмотрении природы организационных форм обучения.
Однако внешний аспект организации процесса обучения, форма обучения, органически связан с его внутренним аспектом, аспектом содержания и процесса. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различные внешние изменения и структуры в зависимости от задач и методов учебной деятельности. Рассмотрим, например, одну и ту же форму обучения - экскурсию. В одном случае экскурсия посвящена изучению нового материала, в другом - проводится с целью помочь учащимся изучить и закрепить новый материал, пройденный на уроке. Понятно, что такие экскурсии в процессе их проведения выглядят по-разному и используют разные методы обучения. Это говорит о том, что без глубокого понимания методики преподавания невозможно продумать структуру и дидактическую основу для организации различных форм учебных занятий.
Исторически сложилось так, что наиболее распространенными формами организации учебной деятельности с детьми были индивидуальное и индивидуально-групповое обучение.
Исторически наиболее распространенными формами организации учебной деятельности с детьми были индивидуальное и индивидуально-групповое обучение. Они использовались от античности до Средневековья, а в некоторых странах - вплоть до XVIII века.
Суть индивидуального обучения заключалась в том, что учителя обучали детей у себя дома или в домах своих учеников.
В своем доме или в доме ученика. При индивидуально-групповом обучении учитель работает со всеми детьми, но дети разного возраста и происхождения, поэтому обучение носит индивидуальный характер. Учитель спрашивает каждого ученика по очереди о том, что он изучает, объясняет новые вопросы и дает ему индивидуальные задания для самостоятельного изучения, пока остальные дети занимаются своими делами. В такой образовательной организации одни дети приходили до обеда, а другие - после. Такие образовательные организации могли существовать до тех пор, пока образование не стало популярным и не ограничилось развитием простейших навыков - чтения, письма и счета.
С развитием производства и повышением роли духовной жизни в обществе появились формы массового образования.
Появилась форма массового обучения детей. Впервые она была применена в братских школах Беларуси и Украины (XVI в.) и явилась зародышем классно-урочного метода обучения. Эта форма обучения имела ряд особенностей. Во-первых, для организации обучения ученики делились по возрасту на специальные группы (классы) с примерно одинаковым уровнем подготовки. Во-вторых, занятия проводились одновременно со всеми членами группы с использованием одних и тех же учебных материалов. В результате дети должны были посещать школу в одно и то же время и в установленный срок. Таким образом, были созданы предпосылки для становления классно-урочного метода обучения. Суть классно-урочной системы как конкретной формы организации учебной деятельности заключается в том, что ученики одного возраста делятся на отдельные классы и проводят урок за уроком по заранее составленному расписанию.
Появление классно-урочной системы обучения привело к введению в педагогику таких понятий, как учебный год, учебный день, уроки, перерывы между уроками, школьные каникулы, которые представляют собой время, когда солнце находится в созвездии Пса (лат. holiday - период самых жарких дней) и детей отпускают на отдых. Научные демонстрации классно-урочной системы обучения представлены в работах Я.А. Коменского, А. Дистервега, К.Д. Дистервега и Я.А. Коменского. В настоящее время эта система образования является преобладающей в школах всего мира.
В 1798 году появилась система взаимного обучения Белла-Ланкастера. Ее название происходит от фамилии английского священника А. Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые применяли эту систему одновременно в Индии и Англии. Суть системы заключалась в том, что старшие ученики сначала сами изучают материал под руководством учителя, а затем, получив соответствующие инструкции, обучают ему своих младших товарищей, что позволяло обучать группу детей при небольшом количестве учителей. Однако эта система не получила распространения, поскольку не обеспечивала необходимой подготовки детей.
В конце XIX века появились так называемые формы селективного образования. Это система Батав в США и Мангеймская система в Европе. Их появление стало своего рода реакцией на недостатки коллективных и массовых форм образования, которые опирались на абстрактных “средних” учеников и не обеспечивали необходимой индивидуализации обучения. Суть системы образования в Батавии заключалась в том, что время учителя делилось на две части: первая посвящалась работе в классе (групповой работе), а вторая - индивидуальным занятиям и помощи как сильным, так и слабым ученикам в лучшем усвоении изучаемого материала. В больших классах учителя работали с ассистентами.
Суть мангеймской системы заключалась в том, чтобы вовлечь учеников в учебный процесс в зависимости от их академических способностей.
Мангеймская система делила учеников на сильные, средние и слабые классы в зависимости от их способностей и успеваемости.
Отбор проводился на основе наблюдений и экзаменов, и был возможен перевод из одного класса в другой. Частично эта система сохранилась в Австрии, где в школах есть специальные классы для учеников с высокими и низкими способностями. В Великобритании на основе этой системы были созданы различные типы школ, в которые ученики направлялись по результатам тестов после окончания начальной школы.
Выбор организационной формы, как и методов обучения, зависит от множества различных факторов. Однако если методы обучения отвечают на вопрос, как и каким образом преподавать в определенных условиях, то формы обуславливают организационные аспекты процесса обучения и определяют, как этот процесс должен быть организован. Наиболее устойчивой и распространенной формой школьной практики является классно-урочная система обучения. Однако это не единственная форма организации учебной деятельности в школе. В процессе обучения приходится решать различные дидактические задачи. Поэтому в школах используются различные формы организации учебной работы и ведется дидактический поиск их развития и совершенствования.
Поиск путей их развития и совершенствования. [10, 368]. Представляется рациональным выбрать в качестве признаков классификации следующие:

  • количество и степень подготовленности обучаемых к самостоятельной деятельности;
  • место обучения;
  • продолжительность учебной деятельности.
    В соответствии с этим можно выделить три основные системы организационного оформления педагогического процесса: 1) индивидуальное обучение, 2) классно-урочная система, 3) лекционная система. Здесь представлены некоторые основные классификации форм организации обучения:
    Время предоставления
    Очное обучение: происходит в присутствии учителя и ученика в учебном заведении.
    Дистанционное обучение: обучение происходит даже тогда, когда ученики и учителя не находятся в одном месте, при этом используются различные методы дистанционного обучения.
    Смешанное обучение: сочетание очного и дистанционного обучения, когда студенты имеют возможность учиться как в классе, так и на расстоянии.
    Интерактивные форматы:
    Индивидуальное обучение: процесс обучения с учетом индивидуальных потребностей учащегося, когда преподавание ведется один на один с учителем.
    Групповое обучение: учащиеся учатся в группах, сотрудничают друг с другом и общаются с преподавателем.
    Совместное обучение: занятия проходят в больших группах, где преподаватели и студенты взаимодействуют друг с другом.
    Методы преподавания
    Традиционные методы обучения: учителя передают знания и информацию ученикам с помощью лекций, объяснений и демонстраций.
    Обучение, основанное на исследовании: учащиеся самостоятельно или в группах исследуют темы и активно участвуют в процессе исследования.
    Проблемно-ориентированное обучение: студенты работают в группах над решением реальных проблем и применяют знания на практике.
    Формы управления и оценки
    Формальное обучение: обучение организуется и контролируется учебным заведением с использованием стандартных методов оценки.
    Неформальное обучение: обучение происходит в неструктурированной среде и основано на самообразовании, опыте и практике; обучение происходит естественным образом в повседневной жизни через наблюдение, общение и опыт.
    Эти категории помогают понять разнообразие стилей и методов обучения и выбрать тот, который лучше всего соответствует конкретным образовательным целям и потребностям ученика.

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир