Понятие о средствах обучения

В современной педагогике не существует единого взгляда на понятие “обучение”. Это и “взаимодействие учителя и ученика”, и “передача конкретных знаний”, и “процесс организации учебно-познавательной деятельности”. К определению понятия “обучение” следует применять аспектный подход, так же как он применяется к понятию “образование”. В этом случае можно выделить два основных аспекта: “обучение как процесс” и “обучение как система”.
Содержанием обучения как процесса является некоторая деятельность, принадлежащая обучаемому и не принадлежащая ему. В то же время обучение – это деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (обучение). Преподавание понимается как целенаправленный процесс овладения студентом-субъектом конкретными знаниями, умениями, навыками и способами познавательной деятельности, происходящий в процессе непосредственного и опосредованного познания действительности. Преподавание - это деятельность по организации, контролю и модификации обучения и руководству самостоятельной работой учащихся.
Процесс обучения можно выразить в виде схемы.

image.png

В результате активного, целенаправленного взаимодействия учителя и ученика у ученика формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества. Основной движущей силой процесса обучения студентов является противоречие между формирующимися потребностями студента в приобретении необходимых знаний, способов познавательной деятельности и развития и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей в высшей школе. Центральное противоречие проявляется как частное противоречие между ранее усвоенным материалом, светскими и научными знаниями, исследовательской деятельностью и научными знаниями и т.д.

Преподаватели используют следующие учебные пособия:

  • Учебные задания
  • Традиционные средства обучения;
  • компьютерные методы обучения.
    Учебные задания являются одним из средств определения уровня знаний, навыков и умений учащихся,
    рассматриваются как одно из средств выявления уровня знаний, умений и навыков учащихся. В зависимости от характера проблемы различают традиционные, тактические и творческие задания.
    Традиционные учебные задачи – это мини-проекты, для решения которых учащиеся выполняют действия на рабочем уровне.
    Традиционные учебные задачи – это мини-проекты, для решения которых учащиеся выполняют действия операционного уровня (например, задают вопросы к задаче, собирают задачи, используют задачи).
    Тактические учебные задания – это эвристические проекты, целью которых является создание эвристического проекта, решение которого предполагает применение учащимися знаний и умений в предвидении, целеполагании, планировании и практической деятельности.
    Конструктивный диалог (проблема-проблема, проблема-трансформация,
    задание-производство, задание-исследование и т.д.).
    Учебные задания творческого уровня направлены на создание масштабных творческих проектов.
    Масштабный творческий проект. Для его решения учащимся необходимо выполнить учебные задания “стратегического уровня” (задание - художественный проект, задание - технологический (дизайнерский) проект, задание - социальный проект).
    Традиционные учебные материалы часто классифицируют по составу объектов. Традиционные средства обучения включают в себя следующие группы
    Обучение:
  • Печатные материалы (например, учебные пособия, плакаты, раздаточный материал);
  • Визуальные плоскости (диаграммы, фотографии, картины, рисунки,
    фотографии и т. д.);
  • Трехмерные наглядные пособия (коллекции, муляжи, макеты, стенды, секционные модели, демонстрационные модели и т.д.);
  • Учебное оборудование (например, магнитные доски, тренажеры);
  • Учебное оборудование (например, оборудование, инструменты, приборы, машины, транспортные средства);
  • аудиовизуальное оборудование (например, слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, учебные фильмы, учебные фильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
    (например, цифровые носители).
    Развитие средств обучения в современной школе определяется следующими факторами
    Стремительное развитие науки и техники, особенно образовательных технологий. Развитие интерактивных досок, компьютерной техники, современных средств воспроизведения цифровых носителей и интернет-сети в учебных заведениях существенно изменило средства обучения.
    существенно изменили средства обучения.
    Наряду с традиционными средствами обучения используются и компьютерные технологии обучения.

Компьютерные технологии обучения.
Например, существует классификация компьютерных технологий обучения, предложенная группой американских ученых в их книге “Использование технологий для поддержки реформы образования.”. В основе этой классификации лежат дидактические цели, на основании которых выделяются следующие
Цель: в зависимости от цели были выделены следующие компьютерные технологии обучения.
Технологии обучения:

  • Инструктивные: те, которые интерпретируют, представляют и демонстрируют изучаемое явление (электронные материалы, мультимедийные системы)
    (мультимедийные системы);
  • Справочные: предоставление по запросу дополнительной информации, демонстрации, моделирования и т.д.
    (справочные приложения, моделирующее программное обеспечение, некоторые
    мультимедийные системы);
  • Прикладные: программы общего назначения (текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных) для выполнения творческой работы, хранения и анализа языковых единиц,
    (базы данных);
  • Коммуникативные: позволяющие обмениваться письменной, устной или визуальной информацией между учащимся и преподавателем или между учащимися.
    Позволяющие обмениваться письменной, звуковой или визуальной информацией между обучающимся и преподавателем или между обучающимися (интерактивное дистанционное обучение, Интернет); Коммуникативные: позволяющие обмениваться письменной, звуковой или визуальной информацией между обучающимся и преподавателем или между обучающимися (интерактивное дистанционное обучение, Интернет).
    Системой нормативных и научно-методических средств обеспечения является учебно-методический комплекс (УМК), который позволяет наиболее эффективно и полно реализовать цели образования.
    Учебно-методический комплекс разрабатывается для каждой дисциплины и включает следующие компоненты
    Он разрабатывается для каждой дисциплины и включает в себя следующие компоненты
  • Учебно-программная документация (например, учебный план
    Учебный план и т.д.);
  • учебно-методическая документация (например, методики преподавания дисциплины);.
    (например, методики преподавания, планы занятий);
  • учебные издания (например, учебники, практикумы, тексты, учебные пособия, методические рекомендации, практикумы);
  • информационно-аналитические материалы (справочники, словари, электронные словари, сетевые ресурсы и т.д.).
    Первоочередными принципами при создании учебно-методического комплекса являются следующие
  • Принцип целостности заключается в том, что учебно-методический комплекс должен выполнять следующие роли
    Принцип целостности заключается в том, что учебно-методический комплекс функционирует как часть проектируемой педагогической системы и является основным
    образования, обучения и развития, реализуя все основные функции системы;
  • Принцип экономичности требует создания оптимальных условий для интенсификации учебного труда;
  • Принципы открытости и доступности предполагают постоянную модернизацию компонентов ОМК и свободный доступ к ОМК.
    Принцип открытости и доступности предполагает постоянную модернизацию компонентов КМК и их свободный доступ; Принцип открытости и доступности предполагает постоянную модернизацию компонентов КМК и их свободный доступ;
  • Принцип информатизации предполагает информатизацию на основе компьютерных коммуникаций
    Принцип информатизации предполагает передачу информации на основе компьютерных коммуникационных технологий;
  • Принцип преемственности предполагает создание СМК на основе использования накопленного педагогического опыта;
  • Принципы автономности и локальности предполагают предоставление каждому педагогу права на формирование собственного варианта состава комплекса и самостоятельности в использовании накопленного педагогического опыта.
    Принципы автономии и локальности предполагают предоставление каждому учителю права формировать свой вариант состава комплекса и самостоятельности в разработке и производстве отдельных компонентов учебного материала.

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир