В современной педагогике не существует единого взгляда на понятие «обучение». Это и «взаимодействие учителя и ученика», и «передача конкретных знаний», и «процесс организации учебно-познавательной деятельности». К определению понятия «обучение» следует применять аспектный подход, так же как он применяется к понятию «образование». В этом случае можно выделить два основных аспекта: «обучение как процесс» и «обучение как система».
Содержанием обучения как процесса является некоторая деятельность, принадлежащая обучаемому и не принадлежащая ему.
В то же время обучение – это деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (обучение). Преподавание понимается как целенаправленный процесс овладения студентом-субъектом конкретными знаниями, умениями, навыками и способами познавательной деятельности, происходящий в процессе непосредственного и опосредованного познания действительности. Преподавание - это деятельность по организации, контролю и модификации обучения и руководству самостоятельной работой учащихся.
Процесс обучения можно выразить в виде схемы.
В результате активного, целенаправленного взаимодействия учителя и ученика у ученика формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества. Основной движущей силой процесса обучения студентов является противоречие между формирующимися потребностями студента в приобретении необходимых знаний, способов познавательной деятельности и развития и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей в высшей школе. Центральное противоречие проявляется как частное противоречие между ранее усвоенным материалом, светскими и научными знаниями, исследовательской деятельностью и научными знаниями и т.д.
Преподаватели используют следующие учебные пособия:
- Учебные задания
- Традиционные средства обучения;
- компьютерные методы обучения.
Учебные задания являются одним из средств определения уровня знаний, навыков и умений учащихся, рассматриваются как одно из средств выявления уровня знаний, умений и навыков учащихся. В зависимости от характера проблемы различают традиционные, тактические и творческие задания.
- Традиционные учебные задачи – это мини-проекты, для решения которых учащиеся выполняют действия на рабочем уровне.
- Тактические учебные задания – это эвристические проекты, целью которых является создание эвристического проекта, решение которого предполагает применение учащимися знаний и умений в предвидении, целеполагании, планировании и практической деятельности.Конструктивный диалог (проблема-проблема, проблема-трансформация, задание-производство, задание-исследование и т.д.).
- Учебные задания творческого уровня направлены на создание масштабных творческих проектов.
Для его решения учащимся необходимо выполнить учебные задания «стратегического уровня» (задание - художественный проект, задание - технологический (дизайнерский) проект, задание - социальный проект).
Традиционные учебные материалы часто классифицируют по составу объектов.
Традиционные средства обучения включают в себя следующие группы
Обучение:
- Печатные материалы (например, учебные пособия, плакаты, раздаточный материал);
- Визуальные плоскости (диаграммы, фотографии, картины, рисунки,
фотографии и т. д.); - Трехмерные наглядные пособия (коллекции, муляжи, макеты, стенды, секционные модели, демонстрационные модели и т.д.);
- Учебное оборудование (например, магнитные доски, тренажеры);
- Учебное оборудование (например, оборудование, инструменты, приборы, машины, транспортные средства);
- аудиовизуальное оборудование (например, слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, учебные фильмы, учебные фильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
(например, цифровые носители).
Развитие средств обучения в современной школе
Развитие средств обучения в современной школе определяется следующими факторами
- Стремительное развитие науки и техники, особенно образовательных технологий. Развитие интерактивных досок, компьютерной техники, современных средств воспроизведения цифровых носителей и интернет-сети в учебных заведениях существенно изменило средства обучения.
- существенно изменили средства обучения.
- Наряду с традиционными средствами обучения используются и компьютерные технологии обучения.
Компьютерные технологии обучения.
Например, существует классификация компьютерных технологий обучения, предложенная группой американских ученых в их книге “Использование технологий для поддержки реформы образования.”. В основе этой классификации лежат дидактические цели, на основании которых выделяются следующие
Цель: в зависимости от цели были выделены следующие компьютерные технологии обучения.
Технологии обучения:
- Инструктивные: те, которые интерпретируют, представляют и демонстрируют изучаемое явление (электронные материалы, мультимедийные системы)
(мультимедийные системы); - Справочные: предоставление по запросу дополнительной информации, демонстрации, моделирования и т.д.
(справочные приложения, моделирующее программное обеспечение, некоторые
мультимедийные системы); - Прикладные: программы общего назначения (текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных) для выполнения творческой работы, хранения и анализа языковых единиц,
(базы данных); - Коммуникативные: позволяющие обмениваться письменной, устной или визуальной информацией между учащимся и преподавателем или между учащимися.
Системой нормативных и научно-методических средств обеспечения является учебно-методический комплекс (УМК), который позволяет наиболее эффективно и полно реализовать цели образования.
Учебно-методический комплекс разрабатывается для каждой дисциплины и включает следующие компоненты
Он разрабатывается для каждой дисциплины и включает в себя следующие компоненты
- Учебно-программная документация (например, учебный план
Учебный план и т.д.); - учебно-методическая документация (например, методики преподавания дисциплины);.
(например, методики преподавания, планы занятий); - учебные издания (например, учебники, практикумы, тексты, учебные пособия, методические рекомендации, практикумы);
- информационно-аналитические материалы (справочники, словари, электронные словари, сетевые ресурсы и т.д.).
Первоочередными принципами при создании учебно-методического комплекса являются следующие
- Принцип целостности заключается в том, что учебно-методический комплекс должен выполнять следующие роли
Принцип целостности заключается в том, что учебно-методический комплекс функционирует как часть проектируемой педагогической системы и является основным
образования, обучения и развития, реализуя все основные функции системы; - Принцип экономичности требует создания оптимальных условий для интенсификации учебного труда;
- Принципы открытости и доступности предполагают постоянную модернизацию компонентов ОМК и свободный доступ к ОМК. Принцип открытости и доступности предполагает постоянную модернизацию компонентов КМК и их свободный доступ; Принцип открытости и доступности предполагает постоянную модернизацию компонентов КМК и их свободный доступ;
- Принцип информатизации предполагает информатизацию на основе компьютерных коммуникаций. Принцип информатизации предполагает передачу информации на основе компьютерных коммуникационных технологий;
- Принцип преемственности предполагает создание СМК на основе использования накопленного педагогического опыта;
- Принципы автономности и локальности предполагают предоставление каждому педагогу права на формирование собственного варианта состава комплекса и самостоятельности в использовании накопленного педагогического опыта.
Хотите стать автором студенческих работ или нужна научная статья по педагогике?
Комментарии