Понятийный аппарат дидактики

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы и методы изучает дидактика - важнейшая область педагогики. Ее цель - понять, как знания, навыки и ценности могут быть эффективно переданы от педагога к ученику.
Понятийный аппарат дидактики включает в себя множество важных терминов и понятий, используемых для изучения процессов обучения и преподавания. К ключевым понятиям относятся:
Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» поучающий, и «didasko» — изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия»). Трактовал дидактику Я. А. Коменский, как универсальное искусство обучения всех всему. В начале 19 века немецкий педагог Гербарт ввел в дидактику теорию воспитательного обучения.
Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Дидактика решает следующие задачи:

  1. отвечает на вопросы «зачем», «чему» и «как» необходимо обучать;
  2. описывает и объясняет процесс и условия обучения;
  3. исследует сущность и закономерности обучения, принципы;
  4. определяет педагогические основы содержания образования;
  5. разрабатывает новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения.

Основными категориями дидактики являются:

  1. преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов (ЗУН – знания, умения, навыки.), их осознании и практическом применении;
  2. учение – процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;
  3. обучение – систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;
  4. образование – результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения;
  5. знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;
  6. умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;
  7. навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);
  8. учебный предмет – область научных знаний;
  9. учебный материал – содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;
  10. цель обучения – то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;
  11. содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;
  12. метод обучения – способ достижения цели;
  13. средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);
  14. результаты обучения – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.

Предметом дидактики является не только процесс обучения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, средства, методы обучения, коммуникации между педагогом и учениками и др.), а также получаемые результаты, их диагностика и оценка.
Общая теория обучения (общая дидактика) отвечает на вопросы: с. какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам, включает изучение основных закономерностей, принципов, методов и средств обучения, его организационных форм, в том числе урока, его структуры, типов, а также разработку механизмов преподавания и учения, психологических основ усвоения учащимися знаний, умений, навыков (ЗУН) и др.

Частная дидактика (предметная методика) – направлена на разработку теории преподавания отдельных учебных дисциплин. Разработанные частной дидактикой теории и методики исследуют образовательный процесс каждой конкретной дисциплины и предмета. Это обусловлено тем, что процесс преподавания учебных предметов имеет свои особенности, закономерности протекания, формы и методы организации.

В качестве основных этапов учебного процесса выделяют:

  1. восприятие-осознание, включая понимание и первичное усвоение
  2. знаний;
  3. усвоение знаний, умений;
  4. закрепление и усовершенствование знаний;
  5. формирование умений и навыков;
  6. их практическое применение;
  7. обобщение и систематизацию;
  8. диагностику обученности.

Дидактические концепции (Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарта, Дж. Дьюи, П. П. Гальперин, Шота Амонашвили):
В дидактике выделяют 3 основных концепции обучения:

  1. традиционная – главную роль в ней играет преподавание и деятельность учителя (Я. А. Коменский, Гербарт, Дистерверг и И. Г. Пестолоци);
  2. прагматическая – главная роль отводится учению и деятельности учеников (Д. Дьюи, Л. Толстой, В. Лай);
  3. современная – главная роль взаимодействию преподавания и учения, деятельности учителя и учащихся (Занков, Давыдов, Эльконин, Ильин).

Дидактика – это составляющая педагогики, поэтому много терминологии взято именно отсюда, и еще из смежных отраслей, а именно — из психологии и философии. Далее – о том, как дидактика перекликается с иными понятиями.

Частная дидактика в форме методики конкретного учебного предмета. То есть дидактика, нацеленная на обучение, например, математике, геометрии, химии, литературе и проч. Для каждого отдельного предмета учитывается его специфика и принадлежность к той или иной научной отрасли, подбираются максимально эффективные принципы получения знаний в ней.

Методы обучения - это конкретные действия педагога, направленные на достижение образовательных целей. К методам относят лекции, лабораторные работы, совместное участие в проектах, изучение кейсов и т.п.
Содержание образования - это социальный опыт, усвоенный учеником и ставший уже его личным опытом. Имеет четыре составляющие: знания, способность действовать по образцу, творчество, выстраивание эмоционального взаимодействия.
Средства для осуществления процесса обучения - это носители информации и используемый инструментарий. В частности, доска в классе, компьютер, учебники (в печатном или электронном виде), карты, гербарии и т.п.
Формы организации обучающего процесса - это варианты проведения занятий: уроки, семинары, лекции, экскурсии, экзамены и т.п. Их можно комбинировать, объединять в системные формы, такие как лекционно-семинарская, классно-урочная и прочие.

Основные принципы дидактики
Что такое принципы дидактики в целом? Это основные условия для организации и проведения обучения. Они меняются в зависимости от меняющихся образовательных потребностей и учебных ситуаций общества, наций и отдельных людей. Итак, каковы же основные принципы дидактики?
Научный характер. Содержание образования должно основываться исключительно на научных фактах и актуальной информации.
Доступность. Содержание и методы обучения формируются с учетом возраста, уровня образования и когнитивных способностей учащихся.
Системность и последовательность. Это подразумевает структурированный подход к организации обучения, разделение программы на темы, разделы и модули, которые изучаются последовательно.
Неразрывность теории и практики. Суть в том, чтобы показать студентам, где и как они могут применить полученные теоретические знания на практике для решения конкретных задач.
Осознанность и активность. Задача преподавателя - добиться понимания и активного осознания студентами целей и задач своего образования, а также развить их творческие способности и самостоятельность.
Наглядность. Сюда входят все способы сенсорного восприятия информации. Это зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.
Прочность. Принцип прочности предполагает, что важно обеспечить усвоение знаний. Как именно? Теория требует повторения и закрепления, а навыки и умения - практического применения.
Цель образования для многостороннего развития личности - обеспечить всем учащимся с учетом их способностей оптимальное интеллектуальное развитие, сознательное и прочное овладение базовыми знаниями в области естественных наук, умение использовать эти знания на практике и творчески применять их для решения новых задач, а также обеспечить их самореализацию как личности. Что должно быть достигнуто. Эта цель согласуется с целями образования, которые направлены на формирование личности ученика в целом и приобщение его к самовоспитанию и саморазвитию.
Цели образования определяют его содержание. Существует множество теорий по выбору содержания образования.
Современная школа включает систему знаний о природе, обществе, технике и человеке; систему способов деятельности в результате усвоения умений и навыков; опыт творческой деятельности, гарантирующий развитие творческих способностей ученика; систему норм отношения к миру и друг к другу, которая в целом включает различные качества личности, ее направленность, нравственную, эстетическую и эмоциональную культуру, ее ценности и идеалы. и эмоциональную культуру, ее ценности и идеалы.
Конкретные цели образования могут быть достигнуты при соблюдении основных принципов, разработанных на основе постоянных и временных целей обучения и закономерности процесса обучения.
Основным противоречием, определяющим постоянное существование обучения как социального института, является несоответствие между потребностями развития общества в усвоении подрастающим поколением основ социального опыта и реальным уровнем готовности молодых людей к выполнению социальных функций. Это противоречие порождает другие противоречия.
Основным системообразующим фактором процесса обучения является содержание образования.
Взаимосвязанная деятельность учителя и учеников реализуется в методе обучения.
В качестве средств обучения используются слова, образы и практика. В связи с богатством форм и средств обучения количество методов обучения, охватываемых и описываемых названием “метод обучения”, неограниченно.
Взаимосвязь элементов содержания образования и взаимосвязь методов обучения, учитывающая потребности и мотивационную сферу ученика, гарантирует единство обучения, развития и функционирования образования.
Единый процесс обучения имеет свою основную логику. Учащиеся неизменно проходят три уровня усвоения знаний и умений. Это: осознанное узнавание и запоминание; применение знаний в ситуациях, которые воплощаются в воспроизведении знаний, близких к образцу или слегка измененных; применение в новых ситуациях, требующих творческого подхода.

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир