Дидактика является определенным компонентом педагогики, который занимается исследованием основных проблем обучения и образования.
Данное понятие было введено немецким педагогом по имени Вольфганг Ратке. Он указывал на то, что дидактика – это наиболее универсальное искусство, при помощи которого происходит обучение всех всему. Начиная примерно с середины 19 века, немецким педагогом И. Гербартом дидактика была введена теорию воспитательного обучения.
В соответствии с общепринятым определением, дидактика представляет собой науку об обучении и образовании, их основных задачах и содержании, способах, средствах и полученных итогов.
Главными категориями дидактики являются следующие:
- преподавание, включающее в себя осуществление упорядоченной деятельность педагога, связанной с передачей знаний, умений и навыков;
- учение подразумевает под собой процесс, в процессе которого на основании знаний, умений и навыков появляются совершенно иные формы поведения;
- обучение – это организационный процесс взаимодействия, который имеет систематический и целенаправленный характер;
- образование – это непосредственный итог обучения, а также определенная система объема знаний, приобретенных по ходу обучения.
Дидактика классифицируется следующим образом:
- Общая – это критерии, которые оказывают влияние на процесс обучения.
- Частная. Сюда относится методика относительно преподавания учебных предметов.
В качестве главных задач дидактики отметим следующие:
- разработка проблемы;
- исследование специфики учебной и познавательной деятельности учащихся, происходящих с помощью активизации;
- процесс организации познавательной деятельности, полностью связанной с овладением научными знаниями;
- формирование у каждого ученика познавательных и психических процессов;
- создание наиболее совершенной организации процесса обучения.
Основы педагогического мастерства
Для того чтобы вести свою деятельность более успешно, каждому преподавателю необходимо владеть педагогическим мастерством. Это связано с тем, что с его помощью получится обеспечить высокоэффективные итоги труда педагога.
Педагогическое мастерство представляет собой высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Традиционно оно проявляется в успешном творческом разрешении наиболее сложных задач педагогики, а также в высокоэффективном достижении основных целей учебной и воспитательной деятельности.
Помимо этого, педагогическое мастерство включает в себя функционирующую систему знаний, навыков, умений, которые обеспечивают исполнение педагогических задач. В данном контексте педагогическое мастерство полностью выражает личность преподавателя, а также все его возможности самостоятельно заниматься педагогической деятельностью.
Компонентами педагогического мастерства являются следующие:
- Профессиональная и педагогическая направленность личности учителя.
- Профессионально важные знания.
- Необходимые способности, умения и навыки.
- Профессиональное творчество.
По своей специфике, вся деятельность педагога обладает творческим характером, так как содержит в себе большое количество самых различных ситуаций, которые в свою очередь требуют немедленного решения. В основном, данные ситуации имеют нестандартный характер, вследствие чего педагогу необходимо находить разнообразные варианты разрешения сложностей.
Особенность педагогического мастерства обусловлена особенностями труда педагога. Так, к примеру, обучение, воспитание и развитие являются процессами, включающими в себя огромное число педагогических ситуаций, полностью связанных с развитием личности, нравственности и т.д.
Вам нужно срочно заказать статью по педагогике для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!
Комментарии