Понятие дидактики, основные дидактические категории

Дидактика является определенным компонентом педагогики, который занимается исследованием основных проблем обучения и образования.
Данное понятие было введено немецким педагогом по имени Вольфганг Ратке. Он указывал на то, что дидактика – это наиболее универсальное искусство, при помощи которого происходит обучение всех всему. Начиная примерно с середины 19 века, немецким педагогом И. Гербартом дидактика была введена теорию воспитательного обучения.

В соответствии с общепринятым определением, дидактика представляет собой науку об обучении и образовании, их основных задачах и содержании, способах, средствах и полученных итогов.

Главными категориями дидактики являются следующие:

  • преподавание, включающее в себя осуществление упорядоченной деятельность педагога, связанной с передачей знаний, умений и навыков;
  • учение подразумевает под собой процесс, в процессе которого на основании знаний, умений и навыков появляются совершенно иные формы поведения;
  • обучение – это организационный процесс взаимодействия, который имеет систематический и целенаправленный характер;
  • образование – это непосредственный итог обучения, а также определенная система объема знаний, приобретенных по ходу обучения.

Дидактика классифицируется следующим образом:

  1. Общая – это критерии, которые оказывают влияние на процесс обучения.
  2. Частная. Сюда относится методика относительно преподавания учебных предметов.

В качестве главных задач дидактики отметим следующие:

  • разработка проблемы;
  • исследование специфики учебной и познавательной деятельности учащихся, происходящих с помощью активизации;
  • процесс организации познавательной деятельности, полностью связанной с овладением научными знаниями;
  • формирование у каждого ученика познавательных и психических процессов;
  • создание наиболее совершенной организации процесса обучения.

Основы педагогического мастерства

Для того чтобы вести свою деятельность более успешно, каждому преподавателю необходимо владеть педагогическим мастерством. Это связано с тем, что с его помощью получится обеспечить высокоэффективные итоги труда педагога.

Педагогическое мастерство представляет собой высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Традиционно оно проявляется в успешном творческом разрешении наиболее сложных задач педагогики, а также в высокоэффективном достижении основных целей учебной и воспитательной деятельности.

Помимо этого, педагогическое мастерство включает в себя функционирующую систему знаний, навыков, умений, которые обеспечивают исполнение педагогических задач. В данном контексте педагогическое мастерство полностью выражает личность преподавателя, а также все его возможности самостоятельно заниматься педагогической деятельностью.

Компонентами педагогического мастерства являются следующие:

  1. Профессиональная и педагогическая направленность личности учителя.
  2. Профессионально важные знания.
  3. Необходимые способности, умения и навыки.
  4. Профессиональное творчество.

По своей специфике, вся деятельность педагога обладает творческим характером, так как содержит в себе большое количество самых различных ситуаций, которые в свою очередь требуют немедленного решения. В основном, данные ситуации имеют нестандартный характер, вследствие чего педагогу необходимо находить разнообразные варианты разрешения сложностей.

Особенность педагогического мастерства обусловлена особенностями труда педагога. Так, к примеру, обучение, воспитание и развитие являются процессами, включающими в себя огромное число педагогических ситуаций, полностью связанных с развитием личности, нравственности и т.д.

Вам нужно срочно заказать статью по педагогике для публикации? Обратитесь за помощью к нашим экспертам!

Комментарии

Нет комментариев

Предыдущая статья

Сущность деловой игры

Следующая статья

Педагогический процесс
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир