Система образования в настоящее время совершенствуется и модернизируется. Методисты внедряют новые технологии, пытаясь разнообразить имеющийся процесс обучения и воспитания. Одной из таких является разновидность игровой технологии – деловая игра.
Деловая игра на настоящий момент является достаточно популярным активным методом обучения. Человек, являясь её участником, создает новое отношение к предмету изучения, заново переживая эмоциональный опыт. Обязательные условия её реализации: ограниченность в пространстве и времени.
Изначально такой метод использовался в управленческой сфере как средство поиска новых решений. Впервые её провел в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн, затем только лишь в 1960-х годах к ней вернулся интерес науки.
В настоящее время её рассматривают как способ общения в группе, при котором создается возможная действительность, однако учитываются практические индивидуальные интересы.
Особенности деловой игры
Деловая игра в образовательном плане имеет свои особенности, которые можно считать признаками:
- Как у любой игры, у деловой существуют свои правила, которые оговорены с самого начала.
- Игра добровольна, имеет свою конечную цель, направлена на достижение результата.
- Как уже было отмечено, игра ограничена во времени и пространстве.
- Играя, участники имитируют имеющуюся действительность, воссоздают её.
- Результат игры невозможно предугадать, она имеет непредсказуемый характер.
Данные особенности позволяют говорить об эффективности деловой игры как метода, так как её участники в ходе игры активизируют свою мыслительную деятельность, умение работать с информацией, находить способ решения возникшей проблемы. Деловая игра является средством мотивации участников, например, если она имеет профориентационный характер. В таком случае участники пробуют себя в различных профессиях. Однако стоит отметить в качестве достоинства данного метода его универсальность: деловая игра способствует формирования навыка моделирования заданной ситуации, установления причинно-следственных связей. Развивает она также коммуникативные навыки: участники попробуют аргументировать собственную точку зрения, строить полновесные высказывания, умело отвечать своему оппоненту в споре. Научно доказано, что те, кто принимает участие в деловых играх, совершают меньшее количество ошибок в профессиональной сфере, так как проживают данный опыт в процессе игры. Сталкиваясь с трудностями, они лично разрешают возникшие проблемы.
Методисты считают, что процесс деловой игры должен быть пронизан соревновательным принципом. Они уверяют, что таким образом создаются условия для воспитания самоконтроля у участников, для четкого соблюдения заявленных ранее правил, активизирует деятельность всех участников. В связи с этим деловая игра должна учитывать психо-возрастные особенности её участников, только тогда она сможет вызвать положительные эмоции.
Каждая деловая игра имеет свой подготовительный и основной этапы. Предварительное выполнение заданий позволяет сформировать команду, группу; на основном этапе распределяются роли, выдаются бланки с заданиями. Деловая игра в таком случае позволяет выявить лидерские, управленческие качества у участников. Однако у игры обязательно должен быть координатор, могут присутствовать консультанты по дисциплинам.
Условия успешной реализации деловых игр
Для того, чтобы деловая игра состоялась и имела свой результат, стала эффективной, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, это ориентация на достижимый результат. Поэтому очень важно правильно выстроить материал, возможно отражение целей в самом сценарии мероприятия. А также знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть её участники. Во-вторых, деловая игра носит комплексный характер, должна сочетать в себе различные виды и формы занятий (лекцию, семинар, практическая и лабораторная работы и т.п.). Третьим условием является обеспечение справочным материалом участников игры.
Организатор деловой игры должен хорошо знать психологические особенности участников, чтобы координировать процесс. Таким образом, это является четвертым условием успешной реализации деловой игры. И последним пунктом является постоянное внедрение творчества в процесс обучения, в процесс организации деловых игр. Новые технологии, желание педагога совершенствоваться и повышать свою квалификацию – залог успеха такого метода.
Таким образом, можно говорить о деловой игре как о методе воспитания инициативных, творческих и смелых людей.
Возникли трудности с работой по этой теме? У нас вы можете заказать научную статью по педагогике по низкой цене!
Комментарии