В Древней Греции появление педагогической мысли связывают с 3-2 тыс. до н. э.: именно в это время возникает самобытная культура, которая несет с собой письменность. Греки проходят путь от передачи информации знаками и рисунками до клинописи и слогового письма. Однако овладеть таким способом мог позволить себе не каждый: лишь почетные граждане, к которым относились жрецы, знатные вельможи и т.п. В связи с этим центры обучения возникали при храмах и дворцах.
Так продолжалось до времен Архаичной Греции (IX-VIII вв. до н. э.). Этот период отмечен воспитанием и обучением молодого поколения под присмотром наставников-старцев. В спектр передаваемых умений попадали игра на музыкальных инструментах, физическая подготовка, а также знания о деяниях предков и богов. Прежде всего в юнцах воспитывали трудолюбие, оно считалось важнейшим из качеств.
На момент возникновения в Греции городов-полисов (VI-IV вв. до н. э.) государство становится основным источником образования и воспитания. Для гражданина полиса наличие образования было обязательным свойством, а отсутствие возможности его получить – наихудшим из зол. Важность образования отмечается тем, что многие юные граждане полисов не прекращали обучения даже в дни войны.
Особенности греческих школ
Древняя Греция стала прародительницей школ, которые насчитывали 20-25 учеников. Занятия проводились в доме, где жил педагог, или же на улице. Группа была разновозрастной: пока одни работали устно (пересказывали, отвечали учителю), другие выполняли письменные задания, читали. Столов и парт в школах не было, поэтому приходилось располагаться на коленях. Занятия по длительности составляли целый день, однако прерывались обедом. Юное поколение не знало каникул, только городские и семейные праздники могли препятствовать проведению занятий.
Статус учителя в Древней Греции был достаточно низок, как и его заработная плата. Пособий было малое количество, все воспринимали на слух. Читали по складам, первыми словами у учеников были имена героев и богов, как только они могли связывать их в целые предложения, то им поддавались поучительные стихотворные строчки. К 14 годам ребенок овладевал азами письма, начальными навыками чтения, пения.
Средствами обучения стали вощеная дощечка небольшого размера, их переплетали и составляли подобие тетради; стило – заостренная с одного конца палочка (острым писали, тупым – стирали написанное), абака – доска, где располагались на клетки для единиц, десятков, сотен. Она служила для обучения четырем основным арифметическим действиям.
Пению обучали с голоса, так как нот в то время еще не было. Сопровождение создавали на арфе, которая имела обычно 7 струн.
Древняя Греция во времена городов-полисов известна образованием двух противоположных воспитательных концепций: афинской и спартанской.
Спартанская система воспитания
Спарта изначально ставила перед собой цель вырастить членов общины воинов. Отсюда туманность формулировок о том, как складывалась жизнь болезненных младенцев, тех, которые не прошли проверку у эфор (старейшин). Одни исследователи утверждают, что якобы их лишали жизни, вторые приводят доказательства того, что младенцы жили вне семьи.
Жизнеспособные дети получали семейное воспитание, которое продолжалось до тех пор, пока ребенку не исполнится 7 лет. Затем эту обязанность ложилась на плечи государства. Обучение и воспитание проходило в 3 этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.
Первый этап представлял собой жизнь с воспитателем, которого называли пайдонома. Ими совместно приобретаются авыки чтения и письма, пайдонома вместе с воспитанником проводит усиленные тренировки, потому что без физических нагрузок, закаливания воспитание не обходилось. Мальчиков приучали к тому, что любое красноречие будет пресекаться, иногда даже символическими наказаниями.
В 14 лет юных посвящали в эйрены, они становились членами общины, которые имели определенные гражданские права. Они проходили обряд инициации. Эйрены становились помощниками пайдономов.
Следующий этап предполагал добавление к основным предметам еще совершенствование музыкальных и певческих навыков, их преподавание было более тщательным. Наказания становились суровее. В 20 лет юноши получают вооружение воина, не прекращают военную подготовку и еще за десять лет становятся полноправным членом общины. Таким же насыщенным с точки зрения усиленных тренировок по совершенствованию физической формы тела было воспитание девушек. В основном служили средствами обучения для них диски, копье, дротики и т.д. Однако такая система воспитания дала достаточно скудный результат: огромная физическая подготовка наряду с ярко выраженным отсутствием образованности молодого поколения.
Афинская система воспитания
Данная система воспитания предполагала формирование гармонической личности, которая заботилась о своем образовании, развитии интеллекта и культуры тела. Всю систему пронизывал соревновательный принцип. Свои лучшие качества дети демонстрировались, состязаясь в музыке, красноречии, пении и т.д.
Молодое поколение Афин получало семейное воспитание. Затем юноши 7 лет поступали в распоряжение педагога (дословный перевод: поводырь). Он был рабом, нередко не самых лучших качеств.
После семи лет мальчики свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Начальное образование представляли мусические и гимнастические школы, они были частными, поэтому осуществляли свою деятельность на платной основе. Контингент мусической школы – подростки 7-16 лет, гимнастической, которая также имела наименование палестры – 12-16 лет. Мусическая школа отличалась тем, что в ней преимущественно давалось литературное и музыкальное образование. Также давались азы математики (4 основных арифметических действия).
Палестра своей целью имела развитие культуры тела, поэтому её занятия составляли упражнения с копьем, бег, фехтование, борьба и т.п. Такая подготовка была необходима будущему воину (или как его называли в Афинах, гоплиту).
Для тех, кто завершил образование в обеих школах, была предусмотрена еще одна ступень: гимнасии. Они делали упор на развитие и укрепление тела. В гимнасиях обучались юноши 16-18 лет. Заключительным этапом (18-20 лет) становится пребывание в эфебии. Так именовалось государственное учреждение, где деятели учили военному делу. К нему относилась верховая езда, стрельба из лука и т.п.
Женское образование в Древней Греции представляло собой в основном домашнее. Девушки постигали азы пения, математики, чтения и письма. Они вели жизнь затворниц, общественные мероприятия посещали редко. Исключением становились религиозные церемонии. Домашнее хозяйство становилось уделом гречанки на всю жизнь.
На Студворк вы можете заказать статью по педагогике онлайн у профильных экспертов!
Комментарии