Прежде чем говорить о педагогической системе, надо разобраться, что же такое вообще система.
Это совокупность каких-либо компонентов, которые непосредственно связаны друг с другом и объединены общей целью.
Понятие и признаки педагогической системы
Это объединение методов и приемов обучения и воспитания, которые направлены на достижение какой-либо общей общеобразовательной цели.
Чаще всего, целью педагогической системы является всестороннее развитие человека в условиях современного мира и общества.
Объектами являются преподаватели, ученики, материально-технические составляющие, средства обучения, процесс и результат обучения.
Существует довольно-таки большое количество педагогических систем.
Из такого большого количества можно выделить следующие:
- систему внеклассного обучения. К этой части относятся кружки, секции, объединения по интересам;
- педагогическую систему воспитания. Например, система трудового, нравственного или экологического воспитания;
- систему обучения какому-либо определенному предмету. Например, система обучения скорочтению или каллиграфии.
Основные признаки педагогической системы:
- Наличие составных компонентов. Ни одна система не может существовать без каких-либо компонентов или составляющих.
- Зависимость между составными компонентами. Они должны быть связаны друг с другом.
3.Существование ведущего предмета, идеи, цели, которые необходимы для соединения компонентов в одно целое.
4.Появление общих качеств составных компонентов.
5.Наличие структуры и управления. Педагогическая система всегда создается искусственно. При ее формировании необходимо создать определенную структуру и алгоритм управления этой системы.
6.Имеет определенную цель. Каждая педагогическая система создается с определенной целью.
7.Открытость. Одна педагогическая система может спокойно взаимодействовать с другими системами.
8.Принцип преемственности. При создании педагогической системы надо помнить о связи прошлого, настоящего и будущего.
Виды педагогических систем
Всего выделяют 4 вида педагогических систем. Данная классификация основана на распространении этих систем.
Малые
Это отдельные виды систем обучения и воспитания детей, которые применяет один какой-либо учитель. Они могут изменяться педагогом в зависимости от его взглядов и мыслей в процессе решения определенных задач.
В качестве примера можно рассмотреть педагогическую систему ведения читательского дневника. Принцип и цель ведения схожи, но учитель может добавить или убрать какие-либо пункты.
Средние
К этому виду относятся системы деятельности определенной учебной организации, которые непосредственно связаны с малыми системами. Например, система рейтинга учеников всей школы.
Большие
Данный вид системы распространен в определенном районе или городе. Например, в каком-либо населенном пункте школы уделяют особое внимание проектной деятельности школьников.
Супербольшие
Этот вид педагогической системы используется в географическом масштабе края, области или республики. Они связаны с этнокультурными традициями воспитания и обучения детей какой-либо национальности. Примером может послужить открытие национальных школ в Республике Татарстан.
Также особую группу составляют авторские педагогические системы. Они могут быть как малоизвестными, так и признанными и пользующиеся спросом во всем мире. Например, классно-урочная система Я.А.Коменского, педагогическая система А.С.Макаренко, авторская система Л.Н.Толстого.
Педагогические системы являются особыми образованиями. Они сформированы человеком и зависят от потребностей общества.
Вы можете заказать написание статьи по педагогике для публикации на Студворк!
Комментарии