Педагогическое проектирование

Содержание

  1. 1. Становление и развитие теории педагогического проектирования
  2. 2. Этапы педагогического проектирования
    1. 2.1. Моделирование
    2. 2.2. Проектирование
    3. 2.3. Конструирование
  3. 3. Принципы педагогического проектирования
  4. 4. Тест по теме «Педагогическое проектирование»
Тест: 3 вопроса
1. Кто является основоположником педагогического проектирования?
А.С. Макаренко
В.П. Беспалько
А.Я. Коменский
2. Сколько этапов имеет педагогическое проектирование?
7
3
5
3. Какой этап является заключительным в педагогическом проектировании
конструирование
проектирование
моделирование

Педагогическое проектирование представляет собой подготовительный этап, в ходе которого учитель планирует детали и элементы предстоящей учебной деятельности. Это важная составляющая работы каждого учителя, от качества проведения которой зависит весь учебный процесс.

На этапе педагогического проектирования учитель разрабатывает возможные варианты учебной деятельности и предполагает, какие результаты могут быть достигнуты. В качестве объекта проектирования выступают педагогические системы, ситуации и учебный процесс.

Становление и развитие теории педагогического проектирования

Основоположником педагогического проектирования является известный педагог А.С. Макаренко. Он был против стихийности в образовательном процессе и выступал за организованность и планирование в обучении. Благодаря Макаренко была усовершенствована «техника дисциплины», «техника разговора учителя с учеником», «техника селекционирования», «техника дисциплины» и «техника наказания».

Основная идея А.С. Макаренко заключалась в том, что только последовательность и продуманность образовательного процесса позволит сформировать сильную, свободную, нравственную и духовно богатую личность.

Автором первого специального труда по педагогическому проектированию является известный педагог В.П. Беспалько. На дальнейшее развитие этой области оказало влияние начало использования вычислительной техники. Постепенно изменилась методика обучения, были внедрены новые технологии в процесс обучения.

Этапы педагогического проектирования

Педагогическое проектирование – сложный и многогранный процесс, состоящий из трех основных этапов, следующих друг за другом.

Моделирование

Учитель разрабатывает основную идею и способы ее практического применения. После постановки целей учитель будет думать о том, когда и каким образом определенные качества учеников смогут реализоваться. Для разработки оптимальной модели педагогической системы, ситуации или процесса учитель должен обладать личным опытом и уметь понимать учащихся.

Проектирование

Это второй этап педагогического моделирования, в ходе которого разрабатывается созданная модель и доводится до уровня, когда она может быть применена на практике.

Конструирование

Заключительный и важный этап проектирования, который состоит в доработке нюансов проекта, приближении его к возможности реализации в реальных педагогических и социокультурных условиях.

Принципы педагогического проектирования

Во время разработки педагогической системы, процесса или ситуации учитель должен руководствоваться двумя основными принципами:

  • учет индивидуальных предпочтений, склонностей и возможностей учащихся.
  • учитель не должен навязывать свое мнение ученикам. Он должен находить компромиссы с каждым учащимся, уметь создавать не жесткие проекты, а оставлять место для импровизации. Ему следует поставить себя на место ученика, чтобы понять, какую именно систему нужно создавать.

Система должна непрерывно развиваться. Нельзя использовать каждый раз один и тот же проект. Учитель должен идти в ногу со временем и следить за новыми трендами и технологиями, выстраивая на основе их учебные проекты. Педагог должен владеть различными методами, средствами и формами обучения и подбирать нужное.

Педагогическое проектирование – это одна из ступеней работы учителя, которая не менее важна, чем организаторская, коммуникативная и гностическая ступень деятельности. Относиться к этому этапу следует очень ответственно, так как от него зависит весь процесс обучения и, соответственно, результат.

Тест по теме «Педагогическое проектирование»

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир