Педагогическая система представляет собой определенное взаимодействие компонентов структуры, которые между собой взаимосвязаны. При этом они объединены единой целью, суть которой состоит в том, чтобы развивать личность.
Педагогические концепции Коменского
Я.А. Коменским были сформулированы идеи педагогической направленности, которые напрямую касаются системы единого обучения и дисциплины. Наряду с этим им была сформирована классно-урочная система, а также определенные дидактические принципы.
Суть основополагающих педагогических концепций Коменского можно представить следующими моментами:
- Процесс воспитания обязан являться целенаправленным и при этом тщательно организованным.
- Важно применять общешкольный план. Это нужно для того, чтобы организовать педагогический процесс на высокоэффективном уровне.
- Процесс обучения целесообразно организовывать в возрасте шести лет.
- Организация учебных занятий должна быть классно-урочной.
- Каждый день важно проводить проверку знаний, которые в свою очередь были получены ранее.
Что касается дидактических принципов Я.А. Коменского, то они выглядят следующим образом:
– индивидуальный подход;
– принцип конкретности;
– принцип обоснованности;
– принцип сознательности;
– принцип систематичности.
Помимо вышесказанного, Я.А. Коменский занимался тем, что изучал вопросы воспитания и обучения во взаимодействии. В данном контексте дидактика рассматривалась им в качестве определенной теории обучения и образования. Он указывал на то, что каждому ребенку нужно именно всестороннее образование.
Главным методом обучения, который был использован в педагогической системе Я.А. Коменского – это естественность и порядок. Следуя из этого, им было сформулировано требование, предъявляемое к обучению, которое выглядит следующим образом: «Обучение важно начинать как можно раньше, а учебный материал полностью обязан соответствовать возрасту каждого ребенка, а также их возможностям».
Таким образом, базисом педагогической системы Я.А. Коменского являются дидактические принципы, классно-урочная система и единство процесса воспитания и обучения.
Роль Я.А. Коменского в становлении педагогики как науки
Педагогические идеи Я.А. Коменского смогли оказать огромное влияние на дальнейшее формирование системы образования и воспитания. В процессе объяснения выдвигаемых им педагогических положений он проводил некие параллели из жизни природы, а также домашней работы человека. При этом практически все они были сформированы с опорой на достаточно большую практику изучения детей.
Благодаря Я.А. Коменскому принцип наглядности в системе обучения смог занять достаточно прочное место. Наряду с этим он включен в число главных дидактических основ и сегодня. Помимо этого, Я.А. Коменский являлся основоположником педагогики нового времени. Практически все его труды, касающиеся вопросов обучения и воспитания, были посвящены именно педагогическим сложностям. Также с его именем связано выделение педагогики из философии и дальнейшее оформление в самостоятельную науку.
В своих работах им впервые были выявлены предмет, задачи и главные категории педагогики, сформулирована и более подробно раскрыта идея всеобщего обучения каждого ребенка вне зависимости от общественного положения родителей, пола, а также религиозной принадлежности.
Таким образом, Я.А. Коменским были освещены наиболее значимые вопросы относительно преподавания, им была обоснована дидактическая система классно-урочного обучения, что в свою очередь смогло составить богатое педагогическое наследие современной теории и практики.
При этом разнообразные труды этого выдающегося чешского педагога и сегодня не утратили своего значения, вследствие этого можно сказать о том, что все его труды внесли большой вклад в развитие педагогической науки и всей дидактики в общем.
На Студворк вы можете заказать статью по педагогике онлайн у профильных экспертов!
Комментарии