Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм»

Содержание

  1. 1. Эвристические методы поиска
  2. 2. Мозговой штурм как один из эвристических методов поиска

Эвристические методы, как и само эвристические обучение, в своих научных трудах описал и развивал А.В. Хуторской. Как самостоятельное явление оно достаточно долго рассматривалось дидактами и окончательно оформилось только к 90-м годам 20 века.

Эвристический поиск подразумевает непрерывный процесс познания нового. В качестве фундамента для рождения эвристических методов использовалась система вопросов Сократа, своими рассуждениями он вместе со своим учеником постигали истину.

В современной теории обучения под эвристическими методами подразумевают такие, которые учат целеполагание и достижению запрограммированного, необходимого результата.

Сам А.В. Хуторской выделял метод вживания, метод смыслового, образного, символического видения, метод гиперболизации, агглютинации. Все вышеперечисленные предполагают первоначально создание определенного настроя, он проявляется в активизации чувственного познания.

Эвристические методы поиска

В настоящее время эвристические методы используют при решении творческих задач, получая тем самым работоспособное, но не всегда оптимальное решение задачи.

К достоинствам таких методов относится упрощенный процесс принятия решения, а вот к недостаткам – отсутствие критерия точности, близости к истинному, т.е. оптимальному.

Еще одной трудностью на пути использования данных методов становится их сложность по сравнению с той задачей, которую необходимо решить, или же их непригодность для осуществления таковых.

Нестандартные решения и способы их нахождения представляют собой целую систему, они получены с помощью эвристических методов. Ученые уверены, что они могут быть эффективны даже в преодолении достаточно трудных задач, однако, уступают точным алгоритмам. Развитие современных технологий и общества породило данную систему, сделала её открытой, что означает совершенствование эвристических методов вместе с модернизацией мира.

Мозговой штурм как один из эвристических методов поиска

Мозговой штурм является коллективным методом принятия решений, относится к эвристическим. Его целесообразно применять в различных отраслях деятельности человека в том случае, когда наблюдается недостаток информации. Объединяясь в группы, люди способны генерировать гораздо больше идей, нежели по одиночке. Отсюда вытекает правило «мозгового штурма», которое заключается в выдвижении любой идеи, ведь количество в данном случае «перевешивает» качество.

Стоит отметить, что на этапе сбора идей запрещена любая критика: любая, даже самая безумная идея, может быть принята к рассмотрению. Участники мозгового штурма являются равноправными, среди них нет деления на главных и подчиненных. Однако сжатые сроки подразумевают краткость формулировок и обоснования идей. Для осуществления работы с использованием данного метода необходима фиксация всех предположений участников, за исключением ошибочных и заранее нереальных. Поощрение и одобрения находят фантастические и креативные предложения.

Истоки свои метод мозгового штурма берет от Новгородского вече, в течение которого ученые мужики по очереди выступали с предложениями, затем управляющие города на основании их принимали решение.

Морские путешествия, организованные в XVI-XVII веках, также повлияли на закрепление метода в практике принятия решений. В тот момент, когда судно ждала опасность, назначался корабельный совет, в котором слово предоставлялось всей команде – от самого неопытного юнги до капитана. За последним было решающее слово и в соответствии с этим словом выдвигался дальнейший план действий.

Тот мозговой штурм, который организуется в настоящее время, был предложен А. Осборном в 40-е годы XX века. В печати информация о нём появилась в 1957 году.

Алекс Осборн предположил, что существует две примерные группы людей – он обозначил их как «критики» и «фантазёры» - которые в совместной деятельности не дают плодотворных результатов, «фантазеры» из-за боязни критиков многие идеи попросту замалчивают, поэтому они остаются только в их сознании.
А. Осборн разделил всю деятельность мозгового штурма на два этапа.

  • Первый заключается в генерировании в течение 20-30 минут самых разнообразных, даже иррациональных идей, которые не подвергаются критике.
  • Второй этап предполагает работу группы экспертов, которая оценивает и анализирует каждое полученное предложение. Их задача не пропустить ту единственную, которая полезна при решении поставленной задачи. Однако успех «операции» констатируется только в том случае, если из сотни идей смогут эксперты отобрать хотя бы одну.

В процессе мозгового штурма воедино сливаются эвристическая беседа, предложенная Сократом в древности, и механизм свободных ассоциаций. Данный вариант уместен в творческой группе в совокупности с созданным комфортным микроклиматом в группе.

Не получается самостоятельно разобраться с темой? Заказать написание статьи по педагогике!

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир