Константин Дмитриевич Ушинский преподавал в дореволюционной России и пользовался огромным авторитетом и любовью как детей, так и учителей, и родителей учащихся. Он был необыкновенно внимателен к людям, обладал педагогическим чутьем и настоящим человеческим талантом привлекать к себе сердца людей из народа.
К. Д. Ушинский совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России. Он стал основоположником народной школы и написал гениальные по своей простоте и доступности учебники.
К. Д, Ушинский разработал новую педагогическую теорию, основанную на научных исследованиях в психологии и педагогике, а также ряд педагогических руководств. Более пятидесяти лет, до самой революции целые поколения русских детей и преподавателей воспитывались на книгах, написанных этим автором.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) разработал дидактическую систему воспитания и обучения в России, которая до сих пор является базовой в педагогической науке и активно используется в школе.
Основными принципами его системы можно назвать:
- демократичность обучения и образования;
- воспитание народа как ведущей силы нации;
- признание творческой инициативы народа и развитие творческого начала в детях;
- законность и своевременность права народа на образование.
Основной задачей педагогической науки К. Д. Ушинский считал изучение психических и физических особенностей детей и подростков в их развитии. Таким образом, он придавал огромное значение педагогической психологии.
В работе «Опыт педагогической антропологии» Константин Дмитриевич рассматривает психологические принципы работы памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций, воли.
Ушинский обращает внимание педагогики на влияние социума на учеников, культурного уровня общественной среды и популярных идеалов в обществе. Нравственное воспитание имеет общественно-исторические корни, где патриотизм, гражданский долг – быть принципиальным и честным. К. Д. Ушинский утверждал также независимость науки от религии, активно выступал против направляющей роли духовенства.
Цель воспитания заключается:
- в формировании деятельной и творческой личности;
- в подготовке личности к труду как высшей форме деятельности человека.
К. Д. Ушинский считается основоположником русской научной педагогики. Принципиально новой педагогической задачей стала идея научить детей самостоятельности с тем, чтобы воспитывать их обучая.
Ученый побуждал педагогов любить и внимательно относиться к потребностям подрастающего поколения, создавая в процессе обучения атмосферу товарищества и взаимопомощи. Система нравственного воспитания Ушинского исключает командный стиль и использует положительные примеры исторических личностей.
Итак, вот основные педагогические принципы, принятые К. Д. Ушинским:
- необходимо учитывать психологические возрастные особенности развития детей;
- процесс обучения должен быть последовательным и доступным пониманию ребенка;
- процесс обучения должен быть наглядным и использовать демонстрацию;
- процесс обучения должен прививать детям стремление к познанию.
Заказать статью по педагогике у экспертов биржи Студворк!
Комментарии