На сегодняшний день существует достаточно большое число самых разнообразных инструментов. С их помощью можно осуществлять стратегический анализ, а также составлять план относительно деятельность компании в перспективе. В данном случае, высокоэффективным инструментом анализа выступает матрица БКГ.
Что такое матрица БКГ
Данная модель была сформирована еще в конце 1960 года Б.Д. Хендерсеном. Он в свою очередь является основателем Бостонской консалтинговой группы.
Так, матрица БГК является компонентом, который необходим для того, чтобы проводить портфельный анализ разнообразных форм продукции компании. В данном случае это происходит на основе темпов роста рынка и его доли.
Базисом рассматриваемого инструмента являются следующие теории:
- Жизненный цикл товара. В данном случае каждый продукт за все время своего существования проходит определенные этапы, которые изменяют друг друга.
- Эффекта масштаба производства. Это своего рода изменения величины издержек на единицу продукции. Они происходят в зависимости от масштабов производства.
Помимо всего вышесказанного, с помощью данной матрицы можно проводить анализ как продуктов, которые производятся, так и целой компаний.
При этом матрица БКГ весьма активно используется в самых разнообразных областях экономики. Начиная от менеджмента, и заканчивая маркетингом. К примеру, в сфере маркетинга главная задача заключается в том, чтобы провести портфельный анализ. Это делается для своевременного выявления бесперспективных товаров. По итогам выстраивания матрицы БКГ маркетологами принимаются решение относительно снятия продукта, являющегося убыточным.
Построение матрицы БКГ
В графическом вида данная матрица включает в себя две оси, а также четыре квадратных сектора. Далее более подробно рассмотрим поэтапное выстраивание матрицы.
На первом этапе происходит поиск исходных сведений. В рамках этого создается перечень товаров, в дальнейшем анализ которых будет проходить при помощи матрицы БКГ. Далее целесообразно отыскать данные по объемам продаж и/или прибыли за определенный промежуток времени. При этом могут понадобиться точно такие же сведения по продажам основного конкурента.
На втором этапе происходит процесс вычисления темпа роста рынка за год. В рамках этого делается расчёт годового повышения объемов продаж. К примеру, можно сделать расчет возрастания уровня выручки, и повышение прибыли за год. После этого определить их среднее значение.
Третий этап включает в себя вычисление относительной доли рынка. Традиционным вариантом является взятие объема продаж рассматриваемого продукта компании, и поделить ее на объем продаж аналогичного продукта конкурента.
Далее следует построение матрицы БКГ. Это последний этап. Так, из начала координат проводится две оси:
- вертикальную, которая обозначает темп роста рынка;
- горизонтальную – это относительная доля рынка.
Каждая из данных осей разделена пополам, а именно на две части. Одной части полностью соответствуют низкие значения показателей, а другой – высокие. Таким образом, в итоге этого получается четыре квадратных сектора. Каждый из них обладает собственным названием, а также значением.
Нужна работа по низкой цене? У нас вы можете заказать статью по маркетингу недорого!
Комментарии