Маркетинговая среда: понятие, факторы, структура, особенности

Содержание

  1. 1. Внутренняя среда компании
  2. 2. Микросреда предприятия
  3. 3. Макросреда предприятия
Маркетинговая среда предприятия

Это совокупность активных субъектов и сил, которые являются источником возможностей и угроз деятельности предприятия, под влиянием которых формируется предмет и объект маркетинга, создается система его средств и формируется их структура.

Маркетинговая среда формируется из внутренней среды (самого предприятия), микросреды (рынка) и макросреды.

Внутренняя среда компании

Внутренняя среда маркетинга – это часть маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и полностью контролируется им. Для обеспечения эффективной, слаженной деятельности предприятия, при разработке маркетинговых планов, работники службы маркетинга должны учитывать интересы других подразделений, таких как:

  • высшее административное руководство (формулирует цель и задачи компании, определяет общую стратегию и политику);
  • финансовая служба (отвечает за поиск и использование средств на реализацию маркетинговых планов);
  • службы и отделы научных и конструкторских разработок – НДС, проектно-технологическое бюро (занимается разработкой товаров);
  • служба материально-технического обеспечения (поставляет необходимые материалы);
  • бухгалтерия (ведет учет доходов и расходов);
  • производство (обеспечивает выпуск товаров).

Все эти подразделения образуют внутреннюю среду предприятия.

Итак, информация о внутренней среде состоит из данных о предприятии (цель деятельности, стратегия, портфель заказов, проблемы структуры, сильные и слабые стороны производства как системы, номенклатура товаров); о финансовых ресурсах (в том числе данные о прибыли предприятия в соотношении «прибыль-издержки»); о современном состоянии производства и производственные возможности и тому подобное.

От рациональной организации и слаженного сотрудничества отделов и служб внутренней среды зависят успехи или неудачи предприятия.

Микросреда предприятия

Микросреду образуют силы и действующие лица, которые непосредственно касаются самого предприятия и его возможностей по обслуживанию потребителей.
Микросреду составляют: конкуренты, клиенты, потребители; поставщики; посредники; контактные аудитории.

Влияние этих сил, составляющих непосредственное окружение компании, необходимо постоянно прогнозировать и учитывать. Однако важно также и определенным образом влиять на субъекты микросреды, регулируя свои отношения с партнерами на рынке. Поэтому факторы микросреды надо считать относительно контролируемыми.

Конкуренты влияют на выбор предприятием рынков, маркетинговых посредников, поставщиков, формирование товарного ассортимента и на весь комплекс маркетинговой деятельности.

Поставщики – это предприятия или отдельные предприниматели, которые обеспечивают предприятие материальными ресурсами и определенными материальными услугами, необходимыми для производства конкретных товаров.

Маркетинговые посредники – юридические и физические лица, которые помогают производителям в их производственно-сбытовой деятельности, за что получают соответствующее вознаграждение за каждую удачно выполненную операцию (проданную партию товара). Они могут закупать товары для их дальнейшей реализации или других действий.

Клиенты, потребители, покупатели – конечный объект заинтересованности предприятия с маркетинговой ориентацией.

Предприятию необходимо тщательно изучать потребности и тесно сотрудничать со своими потребителями – клиентами, ведь максимальное удовлетворение потребностей целевой группы потребителей – это конечная цель предприятия с маркетинговой ориентацией.

Контактные аудитории – любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или может оказать на нее определенное влияние.

Предприятие функционирует на рынке в окружении контактных аудиторий различных типов, которые могут как способствовать, так и препятствовать деятельности предприятий на рынке.

Макросреда предприятия

Все рассмотренные элементы микросреды маркетинга формируют так называемое микроокружение предприятия, которое, в свою очередь, функционирует в пределах значительной по объему и влиянию макросреды.

Макросреда или внешняя среда охватывает относительно самостоятельные внешние факторы, в которых предприятие осуществляет свою предпринимательскую деятельность:

  • демографические;
  • экономические;
  • природно-географические и экологические;
  • научно-технические;
  • политико-правовые;
  • социально-культурные.

Факторы макросреды не подлежат контролю со стороны предприятия.

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Прямой эфир