Конкурентная стратегия представляет из себя долгосрочный план действий, который компания разрабатывает для достижения преимущества перед своими конкурентами после изучения сильных и слабых сторон последних и сравнения их со своим собственным.
Стратегия может включать мероприятия для противостояния конкурентному давлению рынка, привлечению клиентов и достижению стабильных позиций компании на рынке. Источниками конкурентного преимущества могут стать особенности производимого товара или оказываемой услуги (рисунок 1).
Рисунок 1. Источники конкурентного преимущества
Можно выделить два типа источников конкурентного преимущества для компании, которые и будут определять два основных пути конкурентной стратегии фирмы.
Дифференциация или лидерство по издержкам?
Компания, предпочитающая стратегию лидерства по издержкам, в своей производственной и сбытовой деятельности значительно отличается от фирмы, конкурирующей с помощью стратегии дифференциации.
Источники ценового преимущества различны и зависят от структуры отрасли.
Они могут включать запатентованную технологию, льготный доступ к сырью и другие факторы.
Лидерство по издержкам предполагает использование следующих основных элементов:
- экономии с помощью увеличения масштаба производства;
- снижения издержек через аутсорсинг персонала;
- снижение накладных расходов и расходов на научно-исследовательские работы;
- бюджетирование и планирование затрат на производство;
- применение инновационных процессов.
Снижение издержек возможно при использовании ресурсов и выполнении организационных требований:
- наличие технологических навыков;
- доступ к финансам (капиталу);
- специализация рабочих мест и функций;
- введение жесткого контроля расходов;
- наличие стимулов, связанных с количественными целями.
Стратегия дифференциации включает в себя следующие элементы:
- акцент на дизайне,
- качестве обслуживания,
- рекламе бренда,
- качестве и разработке новых товаров.
Эта стратегия направлена на развитие конкурентного преимущества путем выпуска уникального продукта или услуги, каким-то образом отличающихся от того, что предлагают конкуренты. Для этого компании придется инвестировать средства в исследования и опытно-конструкторские работы, что не могут себе позволить предприятия малого и среднего бизнеса.
Успешная стратегия дифференциации может снизить чувствительность к ценам и повысить лояльность к бренду со стороны клиентов.
Для реализации данной стратегии необходимо: иметь рыночные навыки, умения по техническому изготовлению продукции, наличие межфункциональной координации, финансовые возможности для инвестирования в НИОКР, креативность и творческий потенциал; материальные стимулы для персонала, основанные на качестве работы.
Указанные базовые стратегии могут применяться в сочетании, для достижения максимальной эффективности.
На Студворк вы можете заказать статью по маркетингу онлайн у профильных экспертов!
Комментарии