Связи с общественность – довольно новая отрасль науки. Public на английском языке – связи с общественностью – связь отношений.
Это процесс формирования определенного имиджа в конкретных социальных группах. Имидж может формироваться для товара, услуги, компании, персоналии и так далее.
Функции PR
PR (Паблик рилейшнз) как наука выполняет несколько главных функций, которые отражают специфику ее предмета и место в системе наук.
Функции паблик рилейшнз:
- коммуникативная,
- информационная,
- экспрессивная,
- прагматическая,
- прогностическая,
- посредническая,
- защитная,
- гармонизация общественных отношений.
Раньше довольно активно употреблялись понятия белой, серой и черной пропаганды. Разница между этими видами пропаганды обусловливалась связью с легальными или нелегальными источниками информации.
Коммуникативная функция проявляется в том, что связи с общественностью обеспечивают знаниями обмен информацией между различными социальными субъектами. Чтобы построить коммуникацию между социально организованными субъектами и общественностью, нужно знать законы общения и их специфику в этой сфере.
Система паблик рилейшнз выполняет соответственно и те основные социальные функции, которые свойственны социальной коммуникации: информационную, экспрессивную и прагматическую.
Прогностическая функция связей с общественностью заключается в прогнозировании тенденций развития отношений между организацией и общественностью, изменений ориентаций общественности, еt установок и желаний. Своевременное прогнозирование изменений настроения и интересов определенных групп общественности может обеспечить успешную переориентацию организации на новый вид товаров или услуг, распространение актуальной информации.
Для осуществления названной функции связи с общественностью должны выполнять и другую – посредническую функцию, обеспечивая коммуникацией общественность и руководство своей организации. Как отмечают специалисты, роль посредника, которую выполняет сегодня система связей с общественностью, больше не подходит ни одной группе специалистов на предприятии, которые имеют дело с мыслями людей.
Обеспечение функции гармонизации общественных отношений невозможно без выполнения защитной функции, что выражается в защите интересов, как организации, так и общественности.
Защищать интересы обеих сторон позволяет информация, которую получают специалисты по паблик рилейшнз относительно общественного мнения и интересов, и потребностей общественности.
Американские специалисты по PR в связи с этим, например, замечают: паблик рилейшнз – профессия, ориентированная на оказание услуг, где основное значение имеют интересы общественности, а не личная корысть… Поскольку работник службы паблик рилейшнз должен обращаться к общественности и искать у нее поддержки программ и политики организации, то главным критерием выбора этих программ и направлений политики должен быть общественный интерес.
Как отмечают специалисты, место и роль PR в обществе обозначено характером взаимодействия организации с социальной средой.
В развитом обществе различия интересов и целей организации и общества минимальны, а если возникают, то быстро ликвидируются активными действиями общественности или самой организации. С преодолением этих различий и связана одна из важных функций PR в обществе. Иногда ее называют функцией гармонизации общественных отношений.
Основные роли паблик рилейшнз
Консервативная роль проявляется в поддержке исторической системы, защите интересов тех, кто имеет деньги и власть. Ее позитивная сторона – манипулятивное влияние на социальную среду в интересах организации и ее собственников любыми средствами. И.Яковлев пишет, что эта роль характерна хищническому капитализму и тоталитаризму. В первом случае работники PR занимаются преимущественно агитацией и пропагандой в пользу капитала, во втором – на пользу господствующей партии.
Радикальная роль связана с реформаторской деятельностью работников PR, которые обеспечивают реформы и изменения, социальное развитие и совершенствование системы, ее переход в новое состояние.
Идеалистическая (идеальная, партнерская) может быть реализована на высоком уровне зрелости организации и общественности. Выполняя ее, система связей с общественностью становится механизмом взаимодействия организации и общественности на основе взаимозависимости и партнерства.
Прагматическая роль PR заключается в том, чтобы иметь одну позицию практической пользы и для организации, и для клиента, и для себя лично. Это позиция эгоизма, который может быть умным, однако на первом месте всегда стоит выгода. В то же время, вряд ли можно думать, что, выполняя такую роль, специалисты PR могут освобождать себя от моральных норм и социальной ответственности.
Завершая рассмотрение вопроса о ПР, как автономной отрасли знания, можно выделить несколько аспектов ее значимости.
- Повышение уровня информативности общества со всеми последствиями, вытекающими из этого.
- Содействие налаживанию разнообразных и многогранных связей между различными социальными субъектами, что способствует укреплению и стабильности общества.
- Обеспечение высокого уровня доверия и взаимопонимания между организационными структурами и общественностью.
- Повышение ответственности организаций и защищенности общественности.
Итак, эта наука работает на будущее, готовит общественное мнение в целом и каждого отдельного гражданина к пониманию того, в чем его пытаются убедить специалисты по паблик рилейшнз.
Не знаете, сколько стоит статья по маркетингу на заказ? Обратитесь к нашим экспертам!
Комментарии 1
В телеграм xxmarketing был пост, что эффективность рекламы в "старых" нишах постоянно падает. У кого какой опыт?